ФСБ завершила масштабную спецоперацию против контрабандистов в Петербурге
500 силовиков
Игорь Хавронов, совладелец транспортно-логистической компании ULS Global, которую «Новая газета» называла крупным игроком на рынке контрабанды на северо-западном таможенном направлении, был арестован в пятницу, 7 апреля, решением Кингисеппского суда Ленинградской области, рассказали РБК два собеседника, близких к региональному управлению ФСБ, и подтвердили в пресс-службе суда. По словам источников РБК, арест Хавронова стал итогом масштабной спецоперации, которую Федеральная служба безопасности провела в Санкт-Петербурге.
6 апреля около 30 следователей спецслужбы и 150 оперативников при поддержке 300 вооруженных сотрудников ведомства устроили обыски по 50 адресам по делу об уклонении от уплаты таможенных платежей и организации преступного сообщества (ч.4 ст.194 и ст.210 УК), писала «Фонтанка» и подтвердили три собеседника РБК, знакомых с ходом расследования. Фигурантами стали сотрудники ULS Global. Представитель петербургского управления ФСБ Дмитрий Кочетков заявил РБК, что обыски действительно проводились, но не уточнил, с чем они связаны.
Вместе с Хавроновым были арестованы еще четыре человека, среди них гендиректор компании «УЛС-Брокер» Алексей Марчуков, рассказали РБК в пресс-службе суда. После заседания оперативники ФСБ вывели Хавронова из здания и посадили его в ведомственную машину, а не в автозак. Это видно на записи, которая сделана у Кингисеппского суда и которая есть в распоряжении РБК. Сотрудники спецслужбы поступили таким образом, чтобы совладелец ULS Global не смог ни о чем договориться с остальными арестованными по дороге в изолятор, объяснил РБК источник, знакомый с ходом расследования. По его словам, некоторые фигуранты начали давать показания.
Летом 2016 года РБК ознакомился с 200 таможенными декларациями ULS Global. Поставки на сумму $24 млн осуществлялись в адрес несуществующих фирм, причем ежегодно компания ввозила товар стоимостью $2 млрд. Хавронов в разговоре с корреспондентом РБК тогда отмечал, что его компания лишь предоставляет транспорт и не имеет отношения к отправителям и получателям груза.
Судьба контрабанды
Руководители ULS Global входили в одну из трех групп влияния на северо-западном таможенном направлении, рассказал «Новой газете» фигурант другого дела о контрабанде Дмитрий Зарубин (в разговоре с РБК он предположил, что оказался за решеткой из-за конкуренции с ULS Global). Другая группа была представлена бизнесменом Дмитрием Михальченко, который сейчас находится в московском изоляторе «Лефортово» по обвинению в контрабанде крупных партий алкоголя. Его арест сказался на карьере нескольких высокопоставленных силовиков, а связанные с ним предприниматели недавно оказались под стражей по делу о мошенничестве при строительстве резиденции президента.
Зарубин находится в СИЗО уже полтора года, говорится в его ходатайстве об изменении меры пресечения от 3 марта, которое есть в распоряжении РБК. Предприниматель и еще 19 человек обвиняются в том, что с ноября 2014 года по март 2015 года ввезли на территорию России товары с использованием подложных таможенных деклараций. Они получили выгоду в размере 648,8 млн руб., следует из материалов дела. Под стражей сидят 12 обвиняемых, из них 10 отказались знакомиться с материалами дела, рассказал РБК адвокат Зарубина Евгений Тонков. В его ходатайстве на имя следователя, в частности, указано, что сотрудники СКР пообещали знакомить фигурантов с томами дела в течение примерно двух лет. Защита считает, что таким образом ведомство намеренно затягивает ход расследования.
Зарубин в разговоре с «Новой газетой» говорил, что третьим игроком на рынке петербургской контрабанды является бывший чиновник регионального управления Росреестра Борис Авакян. Он был задержан летом 2016 года и помещен под домашний арест в рамках дела об уклонении от уплаты таможенных сборов. В конце августа Авакян бежал из-под домашнего ареста в Армению и пожаловался на необоснованное преследование, а также указал, что опасается за свою жизнь. Собеседник РБК, знакомый с ходом расследования этого дела, утверждает, что следователям не удалось собрать достаточную доказательную базу в отношении Авакяна. «Новая газета» отмечала, что показания на экс-чиновника дал Зарубин, однако адвокат предпринимателя заверил РБК, что его подзащитный не только не давал таких показаний, но и не был знаком с Авакяном.