Сахалин назвал «маловероятным» общий с Японией проект переработки мусора
Правительство Сахалинской области сочло маловероятным реализацию совместных с Японией проектов по утилизации отходов на Курильских островах. Об этом РБК сообщили в пресс-службе сахалинского правительства.
В конце 2016 года президент России Владимир Путин и премьер Японии Синдзо Абэ договорились прекратить «исторический пинг-понг» о судьбе Курил. Стороны определили пять направлений сотрудничества в рамках возможного хозяйственного освоения островов: энергетика, сельское хозяйство, туризм, марикультура и защита окружающей среды.
В 2017 году Россия предложила Японии на условиях софинансирования поучаствовать в строительстве комплекса сортировки, термической обработки и площадки накопления вторичного сырья на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан, рассказали РБК в пресс-службе сахалинского правительства. С российской стороны в переговорах в этой сфере участвовало ООО «Промтехсервис». С японской — представители экологической санитарной службы городской окружающей среды города Нэмуро, компании DOCON и MATEC.
«В свою очередь, представители японского бизнеса презентовали технологии, применяемые в Японии. Однако из-за незначительного количества и объема образуемых отходов применение таких технологий на условиях софинансирования не представляет интереса для японской стороны. В связи с этим совместная деятельность по проектам в сфере утилизации твердых бытовых отходов представляется маловероятной», — сказали РБК в пресс-службе региональной администрации.
Там отметили, что в России существуют свои аналоги предложенных технологий и оборудования, «которые значительно дешевле по стоимости и эксплуатационным затратам». «Эти технологии имеют сертификацию, могут свободно применяться на всей территории РФ и будут использованы на Курильских островах», — добавили в пресс-службе.
В свою очередь в экологической санитарной службе города Нэмуро заявили РБК, что «хотели бы [реализовать] проект, который бы укрепил отношения между нашими странами». «Мы надеемся, что создание такого проекта будет одобрено», — сообщил РБК другой участник японской бизнес-миссии, компания DOCON. Еще одна участвовавшая в переговорах японская компания MATEC не ответила на запрос РБК.
Сейчас в Сахалинской области три легальных полигона бытовых отходов — в Корсакове, поселках Ноглики и Смирных. На Курилах легальных полигонов нет, только стихийные свалки, заявил РБК председатель «Экологической вахты Сахалина» Дмитрий Лисицын.
«Для нас законные полигоны — на уровне космоса», — подтвердил РБК глава регионального отделения Общероссийского народного фронта Кирилл Кобяков. «Проблема островов в том, что допустимое санитарное расстояние до водоемов не позволяет законно разместить свалку где бы то ни было. Зачастую это нерестоохранные зоны, там, где заходят рыбы», — пояснил Кобяков.
Полигон отходов в столице региона Южно-Сахалинске не имеет всех разрешительных документов. В 2006 году по иску природоохранного прокурора суд постановил закрыть свалку. Но отсрочка исполнения решения суда продолжается более десяти лет. «Рядом со свалкой текут ручьи, и получить на нее лицензию невозможно. А если закрыть полигон, мы весь город угробим. Это наша боль и беда», — рассказал Кобяков.
Единственную в области мусоросортировочную линию запустило в Корсакове ООО «Новый город». До 2015 года компания продавала брикетированный мусор для переработки в Южную Корею, но из-за падения курса рубля себестоимость перевозки возросла, пояснил Кобяков.
Проекты переработки мусора в регионе не выгодны, считает президент Сахалинского государственного университета Борис Мисиков. «Мусороперерабатывающий завод» звучит очень красиво. Но мы подсчитали, что в случае строительства высокие тарифы лягут на население, и это на корню рубит все бизнес-планы. Нынешние свалки, конечно, абсолютно не экологичны, это прошлый век, но они дешевле, и это ужасная проблема», — указал он.
В первоначальной версии материала была некорректно передана цитата из сообщения администрации Сахалинской области. Редакция приносит извинения читателям за допущенную ошибку.