Путин связал дело против Сафронова с его работой в «Роскосмосе»
Советника главы «Роскосмоса», бывшего журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей» Ивана Сафронова обвинили в госизмене не за журналистскую деятельность, а за сотрудничество с европейской спецслужбой во время работы в «Роскосмосе». Об этом заявил президент Владимир Путин на заседании Совета по правам человека, трансляцию которого вел телеканал «Россия 24».
«Его же осудили не за то, что он работал журналистом, не за его журналистскую деятельность профессиональную. А за период его работы в качестве советника в «Роскосмосе» и за ту информацию, которую он передавал, насколько я знаю, сотрудникам одной из европейских спецслужб. За это, а не за работу в «Коммерсанте», откуда он уже ушел», — сказал президент.
Путин оговорился, назвав Сафронова осужденным, уточнил позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, передало «РИА Новости».
В то же время в «Роскосмосе» не согласны со словами президента о связи дела с госкорпорацией. «Следствие инкриминирует Ивану Сафронову эпизоды до 2017 года. И.И. Сафронов поступил на работу в госкорпорацию «Роскосмос» только в мае 2020 года и в течение месяца вплоть до ареста работал дистанционно из-за ограничений по пандемии COVID-19, введенных весной сего года в штаб-квартире «Роскосмоса». Допуска к гостайне не имел. Госкорпорация не намерена комментировать ход следственных действий», — заявили РБК в пресс-службе «Роскосмоса».
Адвокат Сафронова Иван Павлов также заявил РБК, что, согласно официальному обвинению, изложенному в документах, инкриминируемое событие относится к периоду до 2017 года, когда Сафронов был журналистом, корреспондентом «Коммерсанта». А советником главы «Роскосмоса» он стал только в 2020 году, и по этому периоду к нему нет никаких претензий. Адвокат допускает сознательную дезинформацию президента, «потому что отдельной группе сотрудников спецслужб выгодно сохранять истерию вокруг охоты на госизменников и шпионов, из которой они извлекают выгоду». «Им важно, чтобы их деятельность на властном уровне поддерживалась», — сказал Павлов.
Вопрос о деле Сафронова на заседании подняла член СПЧ журналистка Екатерина Винокурова. Она отметила, что общественности и самому Ивану до сих пор непонятно, в чем конкретно его обвиняют.
Винокурова также сказала президенту, что многие сведения, составляющие в России гостайну, «на самом деле находятся в открытом доступе». В то же время список данных, составляющих гостайну, засекречен «и непонятно, что нельзя кому разглашать», отметила она.
Путин осуждение за разглашение информации, находящейся в открытом доступе, назвал трагикомедией. «Если речь идет об использовании информации, которая есть в свободном доступе и которая уже не является секретной по самому факту ее опубликования, — конечно, тогда это полная чушь. Человек, который использует информацию, имеющуюся в широком доступе, не может привлекаться за ее кражу и передачу кому бы то ни было. Я на это обязательно посмотрю», — заявил президент.
Сафронова, который с мая 2020 года работал советником Дмитрия Рогозина, задержали утром 7 июля. Его обвиняют в госизмене (ст. 275 УК). 30 ноября суд продлил его арест на три месяца, до марта.
По версии обвинения, в 2017 году Сафронов через интернет передал представителю чешской разведки данные о военно-техническом сотрудничестве России с североафриканским государством и действиях российских Вооруженных сил на Ближнем Востоке. Сафронов свою вину не признает и полагает, что арест связан с его журналистской деятельностью.
Рогозин в интервью ТАСС говорил, что много лет знает Сафронова «как порядочного человека и профессионального журналиста» и надеется на оправдательный приговор. По его словам, все сотрудники при устройстве на работу в госкорпорацию проходят специальную проверку.
«У нас есть специальное управление, несколько департаментов — безопасности, защиты государственной тайны, экономической безопасности… Там работают профессионалы, в том числе действующие офицеры спецслужб. Я привык полагаться на то, что это сильные фильтры», — отметил Рогозин.
К заседанию суда 30 ноября защита собрала поручительства за Сафронова и положительные характеристики от 400 человек, в числе которых журналисты, политики, правозащитники и преподаватели. Видеообращения в его поддержку записали журналисты, в том числе корреспонденты кремлевского и военного пулов, а также музыкант Юрий Шевчук, режиссер Павел Лунгин, кинокритик Антон Долин и другие общественные и культурные деятели.
В поддержку Сафронова также выступили многие СМИ, потребовавшие максимально открытого разбирательства по делу. РБК опубликовал заявление, в котором настаивает на максимально прозрачном для общества разбирательстве в отношении Сафронова.