В Брянске начнется суд по «маковому делу» эксперта Зелениной
В понедельник, 15 декабря, Брянский областной суд начнет рассматривать дело о поставках в Россию сотен тонн пищевого мака, содержащего примеси наркотических морфина, кодеина и тебаина. Главными фигурантами дела являются бизнесмен Сергей Шилов, владелец крупнейших бакалейных компаний МКМ и «Алка Рус», и сотрудница Пензенского НИИ сельского хозяйства биолог Ольга Зеленина.
Обвинение утверждает, что бизнесмен организовал преступное сообщество для контрабанды наркотических средств, а Зеленина легализовала его деятельность, выдав ему заключение, в котором уверяла, что полностью очистить от наркотических примесей семена мака технологически невозможно, но также невозможно и выделить из них полноценный наркотик.
Суд еще может быть отложен – во вторник Сергея Шилова госпитализировали с инфарктом. Он находится в реанимации.
Опасный рецепт
«Из семян мака нельзя сделать наркотики», – категорично утверждает Ольга Зеленина. Она встречается с корреспондентом РБК в кафе недалеко от Ярославского вокзала в столице, откуда провожала мужа на поезд. Самой ей только через неделю предстоит ехать в Брянск на судебный процесс.
Энергичная женщина, кандидат сельскохозяйственных наук, рисует на листке бумаге маковый цветок: «Вы представляете, что такое мак? Наркотические средства содержатся в коробочке и верхней части стебля. А из семян никто наркотики не делает» – содержание морфина и других алкалоидов опия в семенах составляет десятитысячные доли процента. Технологии же, которая полностью очистит использующиеся в пищевой промышленности семена от примесей, нет, уверена Зеленина.
Но следствие придерживается другой версии: если семена мака, содержащего примеси, нагреть с уксусом и ацетоном, из них можно приготовить наркотики.
Зелениной ставится в вину подготовка двух писем – по делу Шилова и аналогичному делу семьи воронежца Александра Полухина, в которых она изложила свою позицию относительно мака. Как следствие она была обвинена в участии в преступном сообществе бизнесмена Шилова.
Она была задержана утром 15 августа 2012 года в своей квартире в Пензенской области. «Я готовила завтрак внукам, когда ко мне на кухню ворвались автоматчики», – вспоминает Зеленина. Ее доставили в Москву, где суд выдал ордер на ее арест – эксперта обвинили по ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 188 УК РФ (пособничество в покушении на контрабанду наркотических средств, совершенном организованной группой) и ч. 3 ст. 228.1 (незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов).
Спустя полтора месяца, после того как в СМИ разгорелся скандал, проведшую 42 дня в СИЗО Зеленину отпустили из зала суда, пересмотрев меру пресечения. Обвинение ей также было переквалифицировано – на ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Следственный департамент ФСКН по-прежнему считает выданные Ольгой Зелениной заключения фиктивными. Специалист проводила не официальную экспертизу по запросу Шилова, а отвечала на поставленные вопросы на коммерческой основе.
Замаскированные наркотики
Как следует из обвинительного заключения, компания брянского предпринимателя Шилова «Алка Рус» на протяжении нескольких лет закупала пищевой мак у испанской фирмы Alcaliber, специализирующейся на производстве опийного мака, растаможивала продукцию на брянской таможне и перепродавала более мелким поставщикам. За два года деятельности, в 2010 и 2011 годах, фирма продала несколько сотен тонн мака. Из них 168 т, поставленных компанией, были арестованы следствием после возбуждения уголовного дела.
Следователи ФСКН уверены, что Шилов и его партнеры занимались контрабандой и продажей наркотических средств: перевозили маковую соломку вместе с семенами пищевого мака. Обвинение приводит расчет, согласно которому в одной из партий мака весом 717 кг через границу перевозилось не менее 25 г маковой соломки (для приготовления одной дозы необходимо 10 г). В общей же сложности следствие рассчитало возможное содержание нескольких килограммов наркотических средств в 200 т арестованного мака.
«Это мусор и примеси в семенах», – уверена Зеленина. «Производить наркотики из семян мака нерентабельно. Даже если метод с ацетоном правильный, то сколько же нужно мака и ацетона? – удивляется один из обвиняемых и личный помощник Шилова Сергей Спирин. – Это какая же была бы цена?»
Только изюм
Кроме Зелениной, Спирина и Шилова под уголовное преследование попали его сын Роман и брат Владимир, а также партнеры по бизнесу – руководители компаний-поставщиков Валентин Котенков и Владислав Теплов, а также шесть индивидуальных предпринимателей, занимавшихся розничными продажами – Рафик Симонян, Армен Карапетян, Денис Сукиасьян, Александр Везоргин, Абдурахмон Эшонов и Озод Иосев. Дело в отношении их насчитывет 234 тома материалов и 468 томов обвинительного заключения.
По словам Спирина, с розничными торговцами ни он, ни Шилов знакомы не были, а следствие просто объединило дела в одно производство. «Мы меньше 5–10 т не продавали, только опт, никаких розничных продаж», – поясняет предприниматель. С Зелениной же Шилов лично познакомился только год спустя после возбуждения уголовного дела – на слушаниях в Общественной палате, где обсуждались экспертные ошибки при анализе семян мака на содержание наркотических веществ.
По словам Спирина, поставками мака бизнесмены больше не занимаются. «Поставляем только изюм, пока ситуация с маком не прояснится», – говори он РБК. Ни он, ни его коллеги вину не признают и намерены добиваться оправдания. В суде они будут требовать, чтобы их дело рассматривал суд присяжных заседателей.
«Очень сложно сказать однозначно, можно сделать наркотики из семян мака или нет: из каких-то семян мака можно, – уверена президент занимающегося защитой прав наркопотребителей Фонда им. Андрея Рылькова Анна Саранг. – Но это как раз дело экспертов – определить содержание соломки в маковых семечках». Эксперт отметила, что сейчас нет четкого законодательства, регламентирующего требования к пищевому маку.