Росгвардия назвала все конфликты с журналистами на митингах провокациями
Все конфликтные ситуации с участием журналистов на акциях протеста являются результатом провокаций третьих лиц, заявил замглавы Росгвардии Олег Плохой во время выступления в Госдуме, передает «РИА Новости».
По словам Плохого, Росгвардия заинтересована в безопасности журналистов и в объективном освещении событий. Но при этом он призвал журналистов к ответственному отношению при выполнении профессиональных обязанностей в ходе массовых мероприятий.
Плохой, передает ТАСС, предложил до митингов составлять списки журналистов, которые будут заниматься освещением акции, и определять, где они будут во время нее находиться. Стоять журналисты должны группой, считает он. «Мы не были бы против, не знаю, насколько это применимо, чтобы расположение было достаточно компактным, чтобы мы понимали, что это — группа журналистов», — объяснил замглавы Росгвардии.
Начальник главного управления МВД по Москве Олег Баранов, в свою очередь, отчитался о результатах работы полиции на акциях протеста в Москве во время заседания Мосгордумы. Он также прокомментировал применение силы против журналистов, комментируя вопрос о ситуации с журналистами «Новой газеты» — издание сообщало, что его спецкора Елизавету Кирпанову, освещавшую акцию 23 января, силовики ударили по голове дубинкой. «Что касается журналистов «Новой газеты», насколько мне известно, нами проводилась проверка, и ни в одном из случаев нанесение каких-то повреждений установлено не было. Данные материалы были направлены в Следственный комитет по Москве, где по ним будет вынесено соответствующее решение», — сказал Баранов.
Всего московская полиция получила почти 320 заявлений о применении силы сотрудниками к участникам акций в поддержку Алексея Навального, рассказал Баранов. По его словам, большую часть заявлений передали в СК, где признаков нарушений не обнаружили. 22 заявителя позднее сообщили, что травмы и повреждения они получили не от сотрудников полиции и Росгвардии, а от других участников акций, еще 16 человек подали заявления об отсутствии претензий к сотрудникам полиции.
Баранов утверждает, что во всех случаях применения физической силы в отношении участников акций, прошедших в Москве в январе и феврале, полицейские действовали на законных основаниях.
Несанкционированные акции протеста в поддержку оппозиционера Алексея Навального прошли в десятках российских городов 23, 31 января и 2 февраля. Они были связаны с арестом Алексея Навального и последующим решением суда о замене ему условного срока по делу «Ив Роше» на реальный в связи с нарушением условий освобождения из-под стражи.
По данным правозащитной организации «ОВД-Инфо», только 23 января в стране были задержаны более 4 тыс. человек, из них 1,5 тыс. — в Москве. 31 января и 2 февраля силовики задержали в столице более 1,5 тыс. человек. По данным МВД и СК, против участников несанкционированных акций было возбуждено 90 уголовных дел.
После акции 2 февраля Союз журналистов сообщал, что, по его данным, на протестах были задержаны 17 журналистов. При этом задержания производились, несмотря на наличие у сотрудников СМИ жилетов «Пресса», редакционных удостоверений и заданий, указали там. В частности, среди задержанных были корреспонденты The Bell и «Важных историй» Анастасия Стогней и Валерия Позычанюк, а также корреспондент «Важных историй» Екатерина Аренина.
20 членов Совета по правам человека при президенте 5 февраля опубликовали заявление, в котором указали на случаи препятствования работе журналистов. Кроме того, члены СПЧ отмечали факты необоснованного применения силы полицейскими и росгвардейцами, а также использование спецсредств — помимо дубинок, силовики пускали в ход газовые баллончики и электрошокеры.