Извинившийся перед Кадыровым житель Чечни подтвердил жалобы на коррупцию
Жалоба Путину и Бастрыкину
В пятницу, 9 декабря, в Москве состоялась пресс-конференция с участием правозащитников и бежавшего из Чечни уроженца села Кенхи Рамазана Джалалдинова. В апреле 2016 года он пожаловался президенту Владимиру Путину на расхищение средств на восстановление села, после чего был вынужден бежать из республики.
«В Чечне есть коррупция, я готов доказать, что там воруют, я готов это доказывать столько, сколько это нужно», — подтвердил уроженец Кенхи свои жалобы президенту на пресс-конференции в пятницу, передает корреспондент РБК. Он уточнил, что ему было страшно публично говорить о коррупции, но «постоянно бояться нельзя и есть что-то выше страха».
На пресс-конференции Джалалдинов подписал заявление (имеется в распоряжении РБК) на имя председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина с просьбой провести проверку замминистра внутренних дел Чечни Апти Алаутдинова и начальника ОМВД по Шаройскому району. Он видит в их действиях признаки «превышения должностных полномочий» (ст.286 УК) и «угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» (ст.119 УК). По словам жителя Кенхи, Алаутдинов привел ему примеры гибели братьев Ямадаевых, журналистки Анны Политковской и политика Бориса Немцова, а затем спросил, не боится он разделить их судьбу.
Татьяна Локшина, программный директор по России Human Rights Watch, уточнила РБК, что в ближайшее время заявление будет направлено в СК.
Конфликт с властями
В апреле 2016 года Джалалдинов обратился к Путину с критикой местных властей. Чеченец утверждал, что учителям задерживают зарплаты, а само Кенхи находится в полуразрушенном состоянии после войны и паводков. Омбудсмен Чечни Нурди Нухажиев назвал сообщения об исчезновении жаловавшегося президенту результатом «активизации» «эксплуататоров чеченской темы». В Кремле же заявили, что стоит осторожно относиться к сообщениям чеченских правозащитников о пропаже жителя республики.
В начале мая издание «Кавказский узел» сообщило, что после публичной жалобы к Путину в село Кенхи приехал глава Чечни Рамзан Кадыров. Джалалдинов извинился перед главой Чечни, заявив, что совершил ошибку, за которую «ему стыдно». В мае неизвестные сожгли дом Джалалдинова. Кадыров заявил, что уроженец Кенхи сам имитировал поджог. 3 ноября Джалалдинов собирался уехать из Чечни вместе с сыном, однако 7 ноября стало известно о его пропаже, о чем телеканалу «Дождь» сообщили родственники уроженца Кенхи. В ноябре федеральные СМИ сообщили, что еще в августе мировой суд Шаройского района Чечни признал Джалалдинова виновным в клевете и приговорил к исправительным работам.
«Власти хотели, чтобы я молчал. Я согласился молчать, если отпустят заложников», — заявил Джалалдинов на пресс-конференции в Москве. По его словам, в мае ему предлагали 1 млн руб. в качестве компенсации за моральный ущерб. Он отказался взять деньги и предложил отдать их хозяйке дома, который он снимал и который был сожжен после обращения к Путину. Уроженец Кенхи уточнил, что не хотел бы никого провоцировать своим обращением, и несколько раз посоветовал соседям не жаловаться, так как это «бесполезно и опасно», что доказал опыт его просьб к главе государства.
Джалалдинов подтвердил, что в Кенхи все знали о слежке за ним после обращения к Путину, но продолжали помогать. Лишь после слухов, что помогающие будут внесены в списки «неблагонадежных», поддержка односельчан прекратилась, рассказал он. На конференции Джалалдинов попросил власти Чечни прекратить преследовать односельчан и выплатить компенсацию, что было условием его сделки с Кадыровым.
Просьба о госзащите
Локшина из Human Rights Watch заявила на пресс-конференции, что Джалалдинов заплатил огромную цену за то, чтобы говорить правду. По словам председателя «Гражданского действия» Светланы Ганнушкиной, которая помогла в организации пресс-конференции, уроженец Чечни только после нескольких недель молчания решился публично подтвердить свои слова о коррупции в республике. Вплоть до 9 декабря Джалалдинов ждал, что чеченские власти вернут ему паспорт. «Моя роль — это лишь ангел-хранитель», — заявила на пресс-конференции Ганнушкина, которая ранее подготовила несколько докладов о жителе Кенхи. По ее словам, Джалалдинов «имеет дело с людьми, от которых исходит реальная опасность».
Ганнушкина надеется, что на пресс-конференцию отреагируют Следственный комитет, руководство Чечни и России. Правозащитники обратятся в МВД с просьбой предоставить уроженцу Кенхи госзащиту. Возвращаться в родное село Джалалдинов пока не собирается. Он уточнил, что приехал в Москву сегодня утром, но подробности поездки попросил оставить в секрете.
На вопрос корреспондента РБК, готов ли Джалалдинов еще раз пойти на договоренности с Кадыровым, уроженец Кенхи ответил, что будет говорить с чеченским лидером только в присутствии главы Дагестана Рамазана Абдулатипова.