Профсоюз медиков попросил генпрокурора разобраться с выплатами в эпидемию
Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Действие» направил письмо генеральному прокурору Игорю Краснову, в котором попросил оценить действия чиновников Минздрава из-за проблем с получением обещанных президентом и правительством выплат. Письмо есть у РБК.
Профсоюз указывает в обращении, что к ним продолжают поступать жалобы от медработников, которые не получили надбавок за работу в условиях коронавируса. По версии профсоюза, информационное письмо министерства от 21 мая, адресованное региональным минздравам, противоречит постановлениям правительства о порядке выплаты стимулирующих выплат.
Проблемы с выплатами медикам
В начале апреля президент Владимир Путин дал поручение установить дополнительные выплаты для медработников, которые работают с пациентами с коронавирусом. В зависимости от специальности медики могли получить от 25 тыс. (младший медперсонал) до 80 тыс. (врачи), выплаты были предусмотрены также для сотрудников скорой медицинской помощи.
Сейчас порядок выплат набавок регулируется двумя ключевыми постановлениями правительства № 415 и № 484. Первоначально в тексте последнего была формулировка о том, что выплаты предназначены за «фактически отработанное время». Это привело к тому, что медработники стали получать надбавки пропорциональные времени, проведенному с коронавирусным больным, а не за сам факт работы с таким пациентом. В середине мая Путин раскритиковал чиновников за «бюрократическую канитель» и призвал не привязывать выплаты к минутам или часам. В результате правительство убрало формулировку о фактически отработанном времени из постановления.
Позднее Минздрав дополнительно разъяснил порядок выплат. В письме, подписанной замминистра Татьяной Семеновой пояснялось, что единовременную выплату получат все медработники, которые работали по установленному графику вне зависимости от смен или часов за «риск работы с больным коронавирусной инфекцией».
Письмо, формулировки которого профсоюз «Действие» просит проверить генпрокуратуру, было подписано 21 мая замминистром Татьяной Семеновой
В профсоюзе указывают, что выдача помощи оказалась ограничена, в частности, из-за письма замминистра здравоохранения Татьяны Семеновой и письма за подписью министра Михаила Мурашко в адрес органов исполнительной власти в регионах, в которых разъясняется порядок начисления выплат. Из текста этих писем, который профсоюз цитирует в своем обращении, следует, что выплаты положены тем медикам, которые непосредственно лечат больных с лабораторно подтвержденным COVID-19, контактируют с такими больными или работают с лабораторными материалами, зараженными коронавирусом.
Таким образом, заключают в профсоюзе, из круга медиков, которым положены выплаты, исключаются медработники, работающие с лицами из групп повышенного риска заражения коронавирусом. То, что медики, работающие с людьми из групп риска, должны получать такую выплату, как указывают авторы письма, следует из постановления правительства № 415. «Очевидно, что практически все медработники стационаров, первичного звена (поликлиник, амбулаторий, ФАПов), организаций скорой медицинской помощи в своей ежедневной работе регулярно оказывают медицинскую помощь данным категориям пациентов. Следовательно, все они имеют право на стимулирующие выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку», — заключают в профсоюзе.
Формулировки письма приводят к отказу со стороны работодателей выплачивать медработникам надбавки по постановлению правительства № 415, если медик оказывал помощь пациенту из группы риска.
В письме замминистра Татьяны Семеновой, разъясняющем порядок выплат, утверждают в профсоюзе, круг медиков — получателей помощи сужается еще сильнее. Семенова пишет, что право на выплаты имеют «медицинские работники специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи и водители». В профсоюзе с этим не согласны: в письме генпрокурору медики указывают, что правительство выделяло средства на выплаты работникам скорой помощи исходя из их общей численности по России. Кроме того, во многих случаях на помощь больным, у которых заподозрили COVID-19, отправляются не специализированные, а обычные бригады скорой. Например, в сельской местности, где из-за нехватки работников нет возможности выделить отдельные бригады специально для зараженных коронавирусом. Кроме этого, в профсоюзе указывают, что в постановлениях № 415 и № 484 вообще не упоминаются «специализированные бригады».
Наконец, еще одна претензия профсоюза связана с тем, что Минздрав предлагает выплачивать деньги только тем медикам, которые работают с лабораторно подтвержденными случаями COVID-19. «Большая часть медицинских работников и водителей скорой помощи оказывает помощь таким пациентам еще до момента лабораторного подтверждения диагноза и получает от работодателей отказы в стимулирующих выплатах на этом неправомерном, с нашей точки зрения, основании», — отмечают авторы обращения.
«Фактически, с нашей точки зрения, речь идет о превышении должностных полномочий, а также публичном распространении заведомо ложной информации под видом достоверной», — говорится в письме Краснову.
РБК направил запрос в пресс-службу Генпрокуратуры. В пресс-службе Минздрава РБК сообщили, что не видели письмо, поэтому отказались комментировать его содержание.
О том, что порядок выплат медикам нужно урегулировать заявляли также в профсоюзе медработников здравоохранения. В письме на имя министра здравоохранения Михаила Мурашко профсоюз обращал внимание, что в регионах зачастую нет специализированных бригад скорой помощи, а специфика течения коронавируса приводит к тому, что медики оказывают помощь бессимптомным больным.
15 мая председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил проверить данные о невыплатах медработникам, занятым в борьбе с коронавирусом. Он отметил, что следователи должны максимально оперативно реагировать на такие случаи и возбуждать уголовные дела при наличии оснований.