Голодец поручила Минздраву сообщать пациентам о праве на обезболивание
Учет и информирование пациентов
Вице-премьер Ольга Голодец дала министерствам здравоохранения и труда поручения в целях улучшения ситуации с обезболиванием пациентов в России, указано в протоколе заседания правительственного Совета по вопросам попечительства в социальной сфере от 3 апреля 2018 года. Копия документа есть у РБК.
Минздрав должен к 1 мая ввести систему учета пациентов, нуждающихся в получении паллиативной помощи, и рассчитать годовую потребность в наркотических и психотропных обезболивающих для каждого региона. К 1 июня Минздрав и Минтруд обязаны ввести мониторинг оказания паллиативной помощи, в котором должно отражаться получение пациентами необходимых наркотических медикаментов. К 1 июля Голодец поручила Минздраву подготовить программу информирования врачей и пациентов о праве больного на получение обезболивающих и паллиативной помощи.
Паллиативная помощь — это подход, целью которого является улучшение качества жизни пациентов и членов их семей, оказавшихся перед лицом угрожающего жизни заболевания. Эта цель достигается путем предупреждения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению, тщательной оценке и купированию боли и других тягостных физических симптомов, а также оказанию психосоциальной и духовной поддержки. По данным Минздрава, в такого рода помощи ежегодно нуждаются почти 600 тыс. человек.
Голодец дала эти поручения после резкой критики в адрес Минздрава на заседании Совета по вопросам попечительства в социальной сфере. «У нас нет системы учета нуждающихся в обезболивании, лечении болевого синдрома, что позволяет радужные отчеты наверх посылать», — заявила на заседании учредитель фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер. Она напомнила, что около года назад СМИ уже писали о поручении Голодец создать «список боли», или реестры нуждающихся в обезболивании, но единого достоверного перечня до сих пор нет.
«У нас такая странная отчетность — учитываются те, кто уже получает обезболивание [а не те, кто в нем нуждается]», — указывала она. Поскольку непонятно, кто должен получать обезболивание, неясно и на что будут потрачены выделенные правительством 4,3 млрд руб. на обезболивающие препараты, отмечала Федермессер. В 2018 году на организацию ухода за тяжелобольными людьми из федерального бюджета дополнительно направят 4,3 млрд руб., заявил президент Владимир Путин на церемонии вручения госпремий за достижения в области благотворительной деятельности 18 декабря. Он назвал создание системы оказания современной паллиативной помощи «нравственным человеческим долгом».
По данным Международного комитета по контролю за наркотиками, Россия занимает 38-е место из 42 по доступности наркотического обезболивания в Европе и 82-е место в мире.
Статичная помощь
По данным Минздрава, обезболивание в России получают 389 тыс. человек, но нуждающихся в нем еще больше. Очень важно донести и до пациента, и до врача информацию о правах больного, отметил учредитель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев: «Если пациент знает о своих правах, он может их защитить». Когда пациенты, которым должны выдавать обезболивающие (но по какой-то причине этого не происходит), заявят о себе, это положительно скажется и на статистике — поскольку больных, которым необходимо обезболивание, будет отслеживать проще.
Сейчас статистику пациентов, которым необходимо обезболивание, ведут регионы. Единых правил, по которым они формируют такие перечни, нет, указывал на заседании Совета по вопросам попечительства в социальной сфере заместитель министра здравоохранения Сергей Краевой. Исполнение этих поручений позволило бы решить проблему, но только в том случае, если они будут выполнены по содержанию, а не по форме, полагает член совета, заместитель генерального директора фармацевтической компании Stada CIS Иван Глушков.
В процессе дискуссии между Минздравом и Голодец 3 апреля выяснилась еще одна проблема. Реестр пациентов с онкологическими заболеваниями, который существует уже много лет, статичен, список пациентов не обновляется постоянно, заявил глава Росздравнадзора Михаил Мурашко. «Мы договаривались вносить человека с заболеванием, и дальше вы должны его вести. Почему у вас он статичен? Зачем вам статичный регистр?» — выразила недовольство вице-премьер.
Голодец потребовала отладить работу реестра в течение двух месяцев и отчитаться об этом на Совете при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере. «У вас не работает система — вы не знаете, за кого вы платите и почему вы платите, как у вас лечат внизу людей. Контролировать оказание медицинской помощи вы не можете», — резюмировала вице-премьер. На следующий день, 4 апреля, она также дала поручение в течение полутора месяцев определить головной центр (взрослый и детский) анализа учета всех онкобольных.