Социальный портрет смертника: кем были взорвавшиеся в России террористы
Джанет Абдурахманова и Мариам Шарипова — теракт в московском метро 29 марта 2010 года
24 января 2011 года в зале прилета международных рейсов московского аэропорта Домодедово подорвался 20-летний уроженец Ингушетии Магомед Евлоев. Как рассказывала его сестра, он окончил девять классов, поступил в аграрный техникум, откуда был призван в армию. Отслужив три месяца в части ВМФ во Владивостоке, был комиссован из-за обострения язвы желудка. После возвращения домой женился, однако отношения с женой не сложились. Частые ссоры и конфликты на почве ревности привели к тому, что Евлоев ушел из дома и через некоторое время присоединился к боевикам банды Аслана Бютукаева «Рияд ас-Салихин», входившей в состав созданного Доку Умаровым преступного сообщества «Имарат Кавказ». Согласно другой версии, Евлоев примкнул к бандподполью из чувства мести: его супруга якобы являлась сестрой одного из лидеров бандгруппы Бекхана Богатырева, который был ликвидирован в августе 2010 года.
30-летняя Наида Асиялова родилась в Буйнакске. В 2010 году увлеклась идеологией ваххабизма, перестала общаться с родственниками, постоянно меняла место жительства. Училась и работала в Москве, посещала курсы арабского языка, где познакомилась с уроженцем Красноярска Дмитрием Соколовым, интересовавшимся деятельностью бандподполья и принявшим ислам. Молодые люди поженились и переехали в Дагестан. Соколов стал подрывником в махачкалинской бандгруппе, занимался изготовлением взрывных устройств. Именно он изготовил взрывное устройство для Асияловой по указанию главаря махачкалинской банды Мурада Касумова. В ноябре 2013 года Дмитрий Соколов был убит в ходе спецоперации под Махачкалой.
СМИ писали, что Асиялова тяжело болела. В одном из северокавказских сообществ в социальной сети «ВКонтакте» был организован сбор средств на ее лечение. Указывалось, что «у нее заболевание ротовой полости, cъедание костной ткани, десен».
29 декабря 2013 года в здании железнодорожного вокзала Волгограда подорвался 23-летний уроженец Дагестана Аскер Самедов. Его мать жила в Москве, Самедов с двухлетнего возраста воспитывался у родственников в Дагестане. По словам тети террориста, он хорошо окончил школу, учился в медицинской академии, однако отчислился со второго курса и стал посещать ваххабитскую мечеть, а в конце мая 2013 года исчез. По данным правоохранительных органов, Самедов был членом буйнакской террористической группировки.
За взрывом на вокзале наблюдал еще один террорист — Сулейман Магомедов, также входивший в состав буйнакской группировки. На следующий день Магомедов подорвал себя в переполненном троллейбусе. Какой-либо информации о его прошлом найти не удалось. Оба террориста не находились в федеральном розыске.
22-летний уроженец Киргизии, гражданин России Акбаржон Джалилов родился и вырос в Оше — втором по численности городе Киргизии. Как рассказал корреспонденту РБК младший брат Джалилова, он уехал в Санкт-Петербург в 2011 году, бросив школу после восьмого класса. Сначала он устроился в автосервис, пойдя по стопам своего отца, который работал мастером кузовного ремонта, позже — в суши-бар. По словам его тети, он не был «сильно религиозным», иногда читал намаз. «Ну и что с того, что читал? Мы все мусульмане. Но он никак не был таким [религиозным]. Он был из таких мальчиков, которые надевали рваные джинсы», — сказала она. Акбар никогда не тяготел к религии, подтвердила РБК его классная руководительница Фатима Кадыржанова. Она учила Акбарджона с пятого по восьмой класс в школе №26 им. Токтогула и охарактеризовала его как самого спокойного мальчика в классе и среднего по успеваемости ученика.
По словам младшего брата Джалилова, Акбарджон вернулся в Ош в феврале, хотел достроить дом на родине в 2017 году, окончательно переехать обратно в Киргизию и жениться. Родственники не верят, что он мог бы сам собрать бомбу.