Контрразведчик-доцент: что известно о деле замглавы центра ФСБ
Дело о взятке
«Претензии по какому-то акту, который он [заместитель начальника центра информационной безопасности (ЦИБ) ФСБ Дмитрий Правиков] подписал, с мизерной суммой», — рассказал источник «Коммерсанта». По данным издания, речь идет о расследовании по подозрению в получении взятки.
РБК изучил конкурсную документацию по тендерам, которая размещалась Центром информационной безопасности на портале госзакупок с 2013 года. Подпись Правикова фигурирует только в двух контрактах, которые были заключены с компанией, где некогда работал фигурант уголовного дела о госизмене — сотрудник «Лаборатории Касперского» Руслан Стоянов. Речь идет о дочерней структуре «Ростелекома» — фирме «РТКомм.РУ». С 2006 по 2010 год Стоянов руководил там отделом безопасности сети.
В последние два года «РТКомм.РУ» оказывала Центру информационной безопасности услуги по передаче данных. Акты приема работ каждый месяц подписывал Правиков, но в ноябре 2016 года его имя исчезло из протокола: вместо него в качестве ответственного лица указан замруководителя ЦИБ ФСБ Кравченко С.В. Все остальные договоры, которые заключало подразделение спецслужбы, подписывал непосредственно руководитель ЦИБа Андрей Герасимов.
Доцент по совместительству
Правиков родился в 1965 году, в 1989 году окончил Московский технологический университет (МИРЭА), через пять лет защитил диссертацию по теме «Разработка и исследование методов создания корректных алгоритмов функционирования специализированных операционных систем» и стал кандидатом технических наук. Он также был доцентом кафедры «Защита информации» МГТУ им. Баумана, где преподавал предмет «Защита информации от несанкционированного доступа в автоматизированных системах». В пресс-службе вуза РБК рассказали, что Правиков работал в университете по совместительству и уволился в мае 2016 года.
Среди соавторов Правикова в документе значатся выпускник Академии КГБ им. Ф.Э.Дзержинского, профессор НИУ ВШЭ Андрей Щербаков и директор Всероссийского института научной и технической информации РАН Марат Биктимиров, к чьей диссертации ранее возникли вопросы у сообщества «Диссернет».
Как следует из документации, заявку на этот патент в Евразийскую патентную организацию отправила офшорная компания Visconti Group Management Ltd, которая расположена на Британских Виргинских островах (БВО). В официальной газете БВО фирма была указана в номере от июня 2014 года.
Позднее Щербаков сообщил РБК, что заявку подавала юридической фирмой «Малахов и партнеры», но в выдаче патентов было отказано. «Правиков является долгие годы мои другом и коллегой, выдающимся ученым мирового уровня и безусловным патриотом России, безупречно честным человеком и офицером. Уверен, что недоразумения вокруг него в скором времени благополучно разрешатся», — отметил Щербаков.
Дело об измене
Стоянову, заместителю главы Центра информационной безопасности ФСБ Сергею Михайлову и старшему оперуполномоченному 2-го отдела оперативного управления ЦИБа Дмитрию Докучаеву, который в прошлом был хакером, предъявлено обвинение по ст. 275 УК (госизмена). Что именно им вменяется, неизвестно, но «Новая газета» отмечала, что Михайлов попал в поле зрения коллег по ФСБ после того, как США обвинили владельца компании King Servers Владимира Фоменко в кибератаке на избирательные системы в штатах Аризона и Иллинойс. Источники «Новой газеты» утверждали, что американские спецслужбы получили эту информацию именно от Михайлова.
Уголовное преследование и Правикова, и фигурантов дела о госизмене связано с противостоянием внутри спецслужбы, рассказывали два собеседника РБК, близкие к руководству ФСБ. По их словам, функции ЦИБа во многом дублируются другим подразделением внутри ФСБ — Центром защиты информации и специальной связи, что и стало причиной напряженных отношений. «Коммерсантъ» пишет, что осенью 2016 года Правиков собирался перейти из ЦИБа в Центр защиты информации, «из-за чего у него возник прямой конфликт с начальством».
Еще один источник РБК в спецслужбе обращает внимание, что расследования в отношении контрразведчиков были инициированы вскоре после того, как в ФСБ произошли кадровые перестановки: летом 2016 года начальник управления собственной безопасности Сергей Королев возглавил службу экономической безопасности, а несколько генералов вынуждены были уйти в отставку. Теперь Королев «наводит порядок» в других подразделениях, полагает собеседник РБК.
Помимо дел о взятке и госизмене сейчас расследуется дело в отношении членов хакерской группировки «Шалтай-Болтай» — Владимира Аникеева, Александра Филинова и Константина Теплякова, которым предъявлено обвинение в неправомерном доступе к компьютерной информации, совершенном группой лиц по предварительному сговору (ч. 3 ст. 272 УК РФ). Группировка занималась продажей информации со взломанных мобильных устройств и почтовых аккаунтов российских политиков и бизнесменов, жертвами «Шалтая-Болтая» стали, например, премьер-министр Дмитрий Медведев и главный редактор телеканала Life Арам Габрелянов.
Аникеев признал вину и сотрудничает со следствием. Еще один предполагаемый соучастник, Александр Глазастиков, сейчас находится в Эстонии, где намерен в ближайшее время попросить политическое убежище. Глазастиков дал несколько интервью, в которых рассказал, что летом 2016 года у хакеров появился куратор из ФСБ.
Ранее «Росбалт» писал, что куратором «Шалтая-Болтая» был Михайлов.
При участии Сергея Витько