На свадьбах в Грозном запретили стрельбу и «неприличные телодвижения»
Перечень того, что запрещено на традиционной чеченской свадьбе («Нохчийи ловзар»), содержится в распоряжении мэрии Грозного, размещенном на сайте департамента культуры города. В документе сказано, что на свадьбе нельзя появляться в нетрезвом виде, приходить на церемонию в «несоответствующей чеченскому менталитету форме одежды».
В документе указывается, что «общие требования к традиционной чеченской свадьбе» утверждены «в целях реализации единой концепции духовно-нравственного воспитания», одобренной главой республики Рамзаном Кадыровым.
Как сказано в документе, на чеченских свадьбах «строго запрещены» «вольные реплики и действия, а также неприличные телодвижения» и «стрельба из любого вида оружия», также запрещено «просить разрешения станцевать» и «сокращать дистанцию менее чем на расстояние вытянутой руки».
Запрещены также вольные движения и акробатические элементы, танец с двумя или более партнершами за один выход, разрезание свадебного торта и танец невесты.
В распоряжении указано, что администрация ресторана, где празднуется свадьба, вправе вызвать полицию в случае некорректных действий участников свадьбы.
Около недели назад на сайте департамента культуры Грозного сообщалось о первом рейде мониторинговой группы, которая должна наблюдать за соблюдением требований к традиционным свадьбам. Мониторинговые группы составляются из «знатоков в области проведения национальных свадеб и ловзаров». Решению о проведении мониторинговых рейдов и разработке правил традиционных свадеб предшествовало совещание главы Чечни Рамзана Кадырова с работниками культуры, где было констатировано, что в последнее время свадьбы в Чечне стали приобретать «более европейский окрас», стали практиковаться заимствования «некоторых обрядов у представителей других культур». Это участники совещания посчитали причиной потери свадьбой «чеченского характера».
В мае 2015 года широкий общественный резонанс вызвала свадьба 47-летнего начальника РОВД Ножай-Юртовского района Грозного Нажуда Гучигова и 17-летней Луизы Гойлабиевой. «Новая газета» сообщала, что девушку выдают замуж по принуждению, а у Гучигова уже есть жена. В итоге проведение свадьбы было оформлено лично Кадыровым. Глава Чечни назвал брак «свадьбой тысячелетия» и отметил, что «любви все возрасты покорны». Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов назвал ранние браки для Чечни нормой и добавил, что существуют места, «где женщины уже в 27 лет сморщенные, и по нашим меркам им под 50». Но впоследствии за слова о «сморщенных женщинах» он извинился.
Кадыров также известен своей инициативой законодательного закрепления многоженства в некоторых регионах России (в частности, в Чечне, Ингушетии и Дагестане).