Гибель Ту-154 «Башкирских авиалиний»: О чем говорили пилоты в последние секунды
50 сек. (Время, оставшееся до столкновения) TCAS: «Traffic, traffic» -система предупреждения столкновения в воздухе на Ту-154 информирует экипаж: «Встречный борт, встречный борт».
45 сек. Цюрих-Юг: ВТС2937, (позывной, присвоенный нашему лайнеру на данный перелет) снижайтесь, эшелон полета 350, ускорьте, у меня пересекающий борт. (Диспетчер дает команду нашему экипажу снижаться до эшелона 350 - до 35 тысяч футов - 10 668 м).
40 сек. Экипаж Ту: Снижаемся. (Наиболее вероятно, что эта фраза принадлежит командиру корабля).
38 сек. «Боинг»: TCAS: «Descend, descend!» - система рекомендует экипажу «Боинга»: «Снизиться, снизиться». «Боинг» начинает снижаться.
35 сек. TCAS: «Climb, climb!» - система рекомендует экипажу Ту-154: Набор высоты, набор высоты!
34 сек. Экипаж Ту: Клайм, говорит! (Скорее всего, второй пилот)
32 сек. Экипаж Ту: Снижайся, б... (Это либо командир экипажа или проверяющий, присутствовавший на борту).
30 сек. Цюрих-Юг: ВТС2937, снижайтесь, эшелон полета 350, ускорьте снижение.
25 сек. ВТС2937: Ускоряю снижение до эшелона 350, ВТС2937.
20 сек. Цюрих-Юг: Да, у нас борт, вам под два часа, сейчас на 360. (Диспетчер сообщает экипажу Ту-154 информацию для возможной визуальной ориентации в воздушном пространстве - указывает курсовой угол между носом самолета и направлением на появившийся объект).
Здесь необходимо отметить, что на Западе принято выдавать курсовое положение, представляя себя в центре циферблата часов и привязывая объект к положению чисел циферблата. «Под два часа» значит: справа под углом 60 градусов от носа вашего лайнера находится объект. Этой командой диспетчер сориентировал экипаж Ту-154 смотреть вправо вперед. А на самом деле «Боинг» находился слева - под углом 300 градусов, то есть «под 10 часов». Эту фразу диспетчер должен был сказать «Боингу»! Видимо, он и собирался это сделать, но спутал. Именно экипаж «Боинга» мог увидеть Ту-154 «под два часа»!
13,3 сек. Экипаж «Боинга»: 611, TCAS-descent. (Экипаж «Боинга» говорит диспетчеру, что по команде системы ТКАС начинает снижение).
11 сек. Экипаж Ту: Б...ь, где он? (Экипаж Ту-154 несколько секунд смотрит вправо вперед, ищет пересекающий курс самолет, но ничего не видит).
9,5 сек. TCAS: «Increase climb, increase climb!» (Система ТКАС указывает экипажу Ту-154: «Усилить набор высоты!»)
5,3 сек. Экипаж Ту: Клайм, он говорит! (Тот же член экипажа, который в первый раз привлек внимание старшего на борту к указанию системы)
3,8 сек. «Боинг», ЭК: (Ругань.) (На «Боинге» увидели «Ту». Экипаж дергает штурвал).
1,8 сек. Эк: (Ругань.) (На Ту-154 увидели «Боинг». Экипаж дергает штурвал).
00 сек. - 1 час. 35 мин. 55 сек. московского времени. IMPACT. Столкновение. (Вероятно, Ту-154 догнал "Боинг" и "сел" на него).
Летчик первого класса, пилот «Аэрофлота» Алексей Сергеев уверен, что у нашего экипажа не было шанса изменить траекторию полета за две секунды до столкновения. Оставалось пролететь всего 300 - 500 метров. Ту-154 - самолет не прямого управления. Даже если дернешь штурвал, программа будет отрабатываться, и движение лайнера на какое-то время сохранится. "Уверен, что и для «Боинга» 4-х секунд было мало. Вина диспетчера - 100-процентная", - говорит летчик.
В свою очередь, эксперт по авиационной безопасности Валерий Тимошкин считает, что диспетчер не менее чем за 10 минут до столкновения должен был дать Ту-154 положение пересекающего курс «Боинга». Но он сделал это за 20 секунд. И спутал, где право, где лево, чем лишил наш экипаж последнего шанса. Радиообмен ненапряженный. Ситуация для диспетчера - элементарная. Швейцарцу могли помочь и немецкие коллеги. Неправда, что они «не дозвонились». Был ли шанс у летчиков? Экипажи обучают осмотрительности. Надо головой больше по сторонам вертеть. Перед входом в зону ответственности нового диспетчера заранее переключиться на его частоту и слушать, что говорят. И еще периодически бортовым локатором можно просматривать пространство перед собой.