МВД попросит доступ к базам операторов и банков в реальном времени
МВД России совместно с Генпрокуратурой прорабатывают возможность доступа правоохранительных органов к базам данных банков и операторов связи в режиме реального времени. Об этом в интервью «Интерфаксу» сообщил замминистра внутренних дел — начальник следственного департамента МВД Сергей Лебедев.
По словам замглавы МВД, противодействие киберпреступности требует внесения в федеральные законы изменений, которые позволили бы спецподразделениям правоохранительных органов «получать информацию в режиме реального времени из баз данных банковских учреждений и операторов связи».
«Анализ <...> информации в режиме реального времени позволит, с одной стороны, правоохранителям оперативно получать значимые сведения, направленные на раскрытие преступлений в сфере ИТ и установление виновных лиц, а также незамедлительно инициировать блокирование счетов, используемых злоумышленниками, принимать меры по возмещению ущерба, причиненного гражданам», — сообщил Лебедев. По его словам, некоторые страны «уже идут по подобному пути».
Кроме того, по словам замминистра, информация об используемых преступниками счетах, абонентских номерах и интернет-сайтах позволит банковским учреждениям и операторам связи проводить системную работу по профилактике и пресечению криминальных происшествий.
В России функционируют СОРМ — системы технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий. Это система «прослушки», которую правительство обязало операторов связи, соцсети и другие популярные сайты для общения установить за свой счет.
СОРМ-1 обеспечивает прослушивание телефонных переговоров, СОРМ-2 протоколирует обращения пользователей к сайтам в интернете, СОРМ-3 собирает информацию другого порядка — метаданные (время интернет-сессий, объемы и тип скачанных данных, используемые протоколы и др.).
Сейчас все операторы связи обязаны сохранять в СОРМ трафик и телефонные разговоры пользователей в течение 12 часов, а также данные о фактах коммуникаций абонентов в течение шести месяцев. С 1 июля 2018 года в силу вступил так называемый закон Яровой, по которому срок хранения разговоров, переписки и другой коммуникации пользователей возрастает до полугода, а информации о фактах коммуникаций — до трех лет.
Все организаторы распространения информации обязаны предоставлять персональные данные правоохранительным органам, в том числе ФСБ.
Согласно ст. 23 и 24 Конституции России, ограничение тайны связи допускается только по решению суда. В то же время в законе упоминается возможность использования СОРМ до судебного решения, «в случаях, установленных федеральными законами». Согласно закону «О связи», для получения другой информации (например, о фактах совершения вызовов) санкции суда не требуется.
Кроме того, сотрудник ФСБ или МВД должен только получить, но не предъявлять ордер оператору связи, которому запрещается требовать этот документ при отсутствии со своей стороны допуска к государственной тайне.
По словам Лебедева, в прошлом году на 12% увеличилось количество раскрытых дел, возбужденных по фактам преступлений в финансово-кредитной сфере. «Практически вдвое возросло количество направленных в суды уголовных дел, возбужденных следователями органов внутренних дел по заявлениям Банка России, Агентства по страхованию вкладов и временных администраций по управлению кредитными организациями», — рассказал он.
По итогам двух месяцев этого года сократилось на 22% число преступлений, совершенных с использованием банковских пластиковых карт. Стало меньше также преступлений с использованием компьютерной техники (минус 26,9%) и программных средств (минус 29,3%); на четверть снизилось количество киберкраж.
В целом в прошлом году в России замедлился рост количества регистрируемых преступлений в сфере информационных технологий. Так, за год их число увеличилось только на 1,4%, с 25% в январе—декабре 2020-го до 25,8% от общего количества преступлений, следует из статистики МВД.
При этом, согласно статистике МВД за 2020 год, тогда количество зарегистрированных ИT-преступлений выросло на 73,4%.