Почему политики скрывают экологическую катастрофу
Нравится нам это или нет, изменения климата происходят. Чем больше правительства пытаются их игнорировать, тем дороже становится расплата.
Климат и обман
Год назад я был в Бразилии, чтобы открыть местное отделение Сети ООН по выработке решений в области устойчивого развития – это была инициатива генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. Основной посыл, который я услышал в тот день, – то, что Сан-Паулу страдает от мегазасухи, но государство и местные политики пытаются держать это в тайне. И такова реальность по всему миру: слишком многие политические лидеры игнорируют разрастающийся экологический кризис, подвергая опасности свои и другие страны.
В случае Бразилии государственные и местные чиновники в 2014 году думали о другом: о проведении чемпионата мира по футболу в июне – июле и о победе на выборах в конце года. Поэтому они опирались на проверенную временем политическую тактику: скрыть плохие новости за бодрым настроем.
На некоторых территориях не просто игнорируют риски, а поступают даже еще глупее. Прибрежным территориям Северной Каролины, как и прибрежным районам по всему миру, грозит повышение уровня моря из‑за изменения климата по техногенным причинам. Тем не менее в 2012 году местные девелоперы убедили законодательное собрание штата не опираться на научные доказательства о повышении уровня моря при принятии решений по управлению прибрежными землями как минимум до 2016 года. Проблема столь же серьезна и на федеральном уровне: члены конгресса США, спонсируемые крупными нефтяными компаниями, просто отрицают реальность климатических изменений.
Засуха спровоцировала войну
Но растущие экологические угрозы все равно попадают на первые полосы прессы, нравится это политикам и девелоперам или нет. Плохие новости о мегазасухе и нехватке пресной воды звучат повсюду, от Бразилии до Калифорнии и пораженных конфликтами стран Ближнего Востока.
Агломерация Сан-Паулу, где живут 20 млн человек, сейчас на грани нормирования воды. Это беспрецедентная угроза для одного из ведущих городов мира. В Калифорнии этой зимой случился очередной сухой сезон – это уже четвертый год мучительной засухи, одной из самых суровых в истории региона. В Пакистане министр водных ресурсов и энергетики недавно заявил: «В нынешней ситуации через шесть-семь лет Пакистан может стать страной, где вода в дефиците». В Иране высыхает озерная система Хамун, граничащая с Афганистаном, что создает серьезную угрозу для местного населения.
Также в ретроспективе ясно, что десятилетняя засуха в соседней Сирии подстегнула волнения, затем переросшие в катастрофическую гражданскую войну; в ней погибли по крайней мере 200 тыс. сирийцев, и в обозримом будущем конца насилию не предвидится. Засуха привела к перемещению около 1,5 млн человек и вызвала рост цен на продукты питания, что привело к новому витку протестов, репрессий и в итоге к войне. Засуха не объясняет все масштабы последовавшего насилия, но, безусловно, сыграла в нем свою роль.
Пострадают не только бедные
Каждая из этих засух отражает сложное сочетание факторов: долговременные изменения климата, краткосрочные или десятилетние погодные условия, увеличивающийся спрос растущего населения на пресную воду, неэффективное управление местными ресурсами, и, конечно, отсутствие внимания со стороны политиков и политической воли. Поэтому с каждой засухой необходимо бороться на местах, учитывая местные реалии.
Но глобальный вывод также очевиден. Рост численности населения Земли (сейчас оно достигло 7,3 млрд, к 2024 году, вероятно, достигнет 8 млрд, а к 2040 году – 9 млрд человек), антропогенное изменение климата и чрезмерное использование пресной воды для орошения и городских нужд (особенно когда города строятся в засушливых регионах) – все это увеличивает потенциал катастрофы.
Новые исследования подводят к мысли, что эти тенденции, вероятно, усилятся. Почти все работы по анализу антропогенного изменения климата показывают, что Средиземноморский регион – включая горячие точки вроде Ливии, Египта, Израиля, Палестины и Сирии, – скорее всего, столкнется с еще более значительным снижением количества осадков, что усугубит засушливые тенденции последней четверти века. Кроме того, недавнее исследование моих коллег в Институте Земли Колумбийского университета показало, что антропогенное изменение климата, скорее всего, вызовет более частые мегазасухи на юго-западе США и в регионе Великих Равнин во второй половине XXI столетия.
В сентябре этого года мировые лидеры соберутся в ООН, чтобы определить ряд целей в области устойчивого развития для борьбы с этими надвигающимися угрозами. Эти цели не гарантируют, что на глобальном уровне будут предприняты какие‑то действия, но, как однажды сказал президент США Джон Кеннеди, соглашения на уровне ООН могут служить рычагом, подталкивающим мир к таким действиям. Вот почему так важно готовиться к постановке этих целей сейчас.
Национальные и региональные отделения Сети по выработке решений в области устойчивого развития формируются по всему миру – в Америке, Европе, на Ближнем Востоке, в Южной Азии, Восточной Азии, Африке и Океании. Этой весной и летом учреждения по всему миру, аффилированные с сетью, предложат правительствам приступить к мозговому штурму о том, как достичь устойчивого развития в своих городах, странах и регионах. Многие политики будут благодарны за поддержку со стороны университетов, НКО и ведущих компаний. А те, кто хочет и дальше прятаться от реальности, увидят, что это уже невозможно.
Наша новая реальность – это засухи, жара, экстремальные штормы, повышение уровня моря и нестабильные климатические системы. Если мы не будем действовать предусмотрительно и опираться на научные данные, нехватка воды, проблемы с продовольственной безопасностью и социальные кризисы не заставят себя долго ждать.
Copyright: Project Syndicate, 2015.www.project-syndicate.org