Минкультуры опровергло разработку патриотической хрестоматии
"Никаких поручений Общественной палате министр культуры не давал и давать не мог. Разработка учебников относится к компетенции Министерства образования и науки РФ. В Министерстве культуры РФ никаких рабочих групп по созданию каких бы то ни было учебных пособий нет и не планируется", – заявила советник министра культуры, пресс-секретарь Юлия Зазулина.
"Вопреки заявлениям тех же СМИ статс-секретарь - заместитель министра Григорий Ивлиев в разговоре с корреспондентом опроверг информацию о существовании рабочей группы в Министерстве культуры РФ и порекомендовал обратиться с вопросами в Министерство образования и науки РФ", – добавила представитель ведомства.
Напомним, что 6 марта газета "Известия" опубликовала статью, посвященную разработке нового учебника литературы. Как сообщало издание, "Общественная палата по просьбе министра культуры Владимира Мединского разрабатывает новую концепцию школьного курса литературы, которая призвана сделать детей патриотами, помочь правильно понять "опасные" для них произведения, а некоторые книги вовсе изъять из школьного курса".
О грядущих метаморфозах школьного курса литературы газете сообщил председатель комиссии ОП по сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло. По его словам, "неоднозначные персонажи" классической литературы "должны подаваться таким образом, чтобы не стать образцом для подражания".
В список "особо опасных" произведений попали "Гроза" А.Островского, "Отцы и дети" И.Тургенева, гражданская лирика Н.Некрасова, сказки М.Салтыкова-Щедрина и критика В.Белинского. "Изучение творчества этих авторов следует поставить под особый контроль. Будет разработана специальная методичка для учителей, в которой будет четко прописано, что следует рассказывать детям про эти произведения", – заявил П.Пожигайло.
Член ОП, в частности, раскритиковал поведение главной героини пьесы "Гроза". "Катерина из "Грозы" – это просто несчастная девушка, которая поддалась страстям, не смогла справиться с ними и покончила жизнь самоубийством. Другой пример – Татьяна Ларина из "Евгения Онегина". Она вышла замуж, она счастлива. С одной стороны, страсть, которая может привести к самоубийству, а с другой – мудрое преодоление страсти", – заметил общественный деятель.
Произведения Николая Гоголя (в первую очередь в школе изучают "Ревизора" и "Мертвые души") и Федора Достоевского ("Преступление и наказание", "Братья Карамазовы") П.Пожигайло предложил исключить из курса для средних классов школы и подробно разбирать уже в старшей школе, причем параллельно друг другу.
"Это писатели будущего, обладающие провидческим даром. Если брать того же "Ревизора", то Гоголь имел в виду не высмеивание царских чиновников, как это понималось в советское время, а мытарства одной души, где каждый из героев – это различные грехи. И Хлестаков в этом смысле – Антихрист. Чтобы понять Гоголя, нужно как минимум знать Новый Завет. И его надо бы параллельно с Достоевским. Они оба говорили евангельскими текстами", – озвучил П.Пожигайло оригинальную трактовку классических произведений.
Некоторые произведения комиссия Общественной палаты и вовсе предлагает исключить из школьного курса. Речь идет о "Мастере и Маргарите" Михаила Булгакова.
"Понятно, что в большей степени дети увлекаются Воландом, Коровьевым, Бегемотом, совершенно не понимая творческую задачу Булгакова. Я считаю, что эту книгу надо в институте преподавать. Конечно, кто-то хочет, чтобы ребенок был полностью свободен, как Раскольников. Но я считаю, что эта свобода – так же, как свобода Базарова – ведет к трагедии. И в этом смысле дать полную свободу, дать Пелевина, Улицкую – "пусть ребенок почитает" – неправильно", – резюмировал критик от ОП.