Директор Эрмитажа рассказал о битве музеев за культуру
"Кто мог представить, что Музей Набокова окажется жертвой вандализма? Музей, созданный в доме на Морской, где он жил и где в советское время был Горлит (цензура). Восстановленный с использованием новейших технологий. Один из лучших образцов музейной работы. И он получил бутылку в окно с цитатой из Библии", – посетовал М.Пиотровский.
"С одной стороны – вандалы, для которых бутылка в окно – способ высказывания, с другой – культура веков, на которой выросли музеи", – подчеркнул руководитель крупнейшего музея России. Он также рассказал, почему нападкам подверглась выставка братьев Чепмен в Эрмитаже.
"В случае с выставкой Чепменов мы, на первый взгляд, оказались в центре споров: что является кощунством, а что – нет. Но проблема в том, что люди, претендующие на интеллектуальную позицию, не видят разницы между аргументом в диспуте и письмом в прокуратуру. Но если для человека это явления одного порядка, то о чем с ним дискутировать?", – заметил он.
"Самое грустное при этом, что профанируется не только полемика, но и представления о гражданском обществе. Люди скачивают письмо в Интернете и пересылают его со своей подписью в прокуратуру. Прокуратура пошла реагировать. Простите, это не гражданское общество напоминает, а советские собрания, где бесконечно клеймили, осуждали, пригвождали к позорному столбу... И все - именем народа. Сейчас вроде бы все изменилось. Новая реальность, Интернет... А сознание все то же: донос в прокуратуру как способ выражения гражданской позиции", – считает М.Пиотровский.
Говоря о грядущем введении критериев "эффективности" музея, он отметил, что должны быть учтены две вещи – коллекция и репутация. "Свое сообщество всегда самое ревнивое. И я бы предпочел говорить об успешности, а не эффективности. Эффективность – чисто экономическое понятие", – говорит директор Эрмитажа.
Кроме того, М.Пиотровский высказался о возможности возвращения ряда экспонатов в другие страны. Отвечая на вопрос киргизского журналиста о передаче в дар Государственному историческому музею Кыргызстану некоторых "артефактов", он заявил, что когда проводились раскопки, такого государства еще не было. "Точно так же странно говорить о претензиях украинцев на скифское золото. Но вопрос действительно очень важный. Он упирается в вопрос о частной собственности", – отмечает ученый.
"Наша позиция абсолютно четкая: ничего отдавать не нужно. Экспонаты представлены в большом мировом музее. Это особая категория музея, в котором идет диалог культур. Между мировым энциклопедическим музеем и национальным музеем есть большая разница. Мировой музей показывает разные культуры в диалоге и показывает, какие они все хорошие. У национального же музея главная задача - показать, какая хорошая конкретная национальная культура", – объяснил М.Пиотровский.