Transparency призвала Лондон остановить отмывку денег через недвижимость
Коррупционеры из развивающихся стран все чаще используют рынок недвижимости Великобритании для укрывания наворованных капиталов, чему способствуют местные законы, позволяющие владеть недвижимостью на анонимной основе через секретные офшорные компании, заявило британское подразделение Transparency International (TI-UK) в новом исследовании. Оно основывалось на информации, полученной из официальных правительственных источников (данные Скотланд-Ярда и Королевского земельного реестра Англии и Уэльса).
Согласно полицейской статистике, в антикоррупционных делах, заведенных с 2004 года, фигурирует британская недвижимость общей стоимостью свыше £180 млн. В 75% случаев недвижимость подозреваемых в отмывании денег была оформлена на компании в офшорных юрисдикциях, обеспечивающих тайну собственности. И это лишь верхушка айсберга, подчеркивают авторы исследования. Если ориентироваться на данные Управления ООН по наркотикам и преступности, согласно которым правоохранители обычно вскрывают только 1% фактов отмывания денег, размах легализации «грязных денег» при помощи британской недвижимости может оказаться в десятки раз больше.
Нечестные на руку чиновники и преступники выбирают элитную недвижимость как средство для отмывания денег, поскольку этот рынок отличается высокой стабильностью, к тому же средства по необходимости можно быстро вывести, продав дом, и реинвестировать в другую отрасль. Высокая стоимость жилья в Лондоне позволяет коррупционерам одномоментно отмывать большие суммы денег. Сама Великобритания отличается стабильным политическим климатом и слабой зарегулированностью рынка недвижимости. Наконец, заметное количество офшорных территорий в мире является коронными владениями или заморскими территориями Великобритании.
В 2013 году британское Управление по финансовому регулированию (FSA) отмечало, что ежегодно через страну отмывается от £23 млрд до £57 млрд – или между 1,4% и 3,6% ВВП Великобритании за тот год. А в январе 2015 года директор британской криминальной полиции NCA Кит Бристоу заявил, что через британские банки и их подразделения преступники ежегодно отмывают «несколько сотен миллиардов фунтов».
В одном лишь Лондоне около 40 тыс. объектов недвижимости (как жилой, так и коммерческой) находятся в руках иностранцев. Из них 36 тыс. принадлежат компаниям, зарегистрированным в офшорах. Эти объекты сосредоточены в наиболее престижных районах столицы. Так, на один лишь район Вестминстер приходится ровно треть таких объектов – около 11,5 тыс. В лидерах также районы Кенсингтон-Челси, Кэмден и частично Сити.
Среди компаний - владельцев недвижимости, чьи сделки с 2004 года расследовала или продолжает расследовать полиция, подавляющее большинство фирм зарегистрировано в офшорных территориях, принадлежащих самой Великобритании. В 49% случаев это Джерси, в 15% – остров Мэн, по 10% и 5% рынка держат за собой компании из Британских Виргинских островов и Гибралтара соответственно.
Как яркий пример TI-UK упоминает расследование, опубликованное ровно год назад газетой Evening Standard. Журналисты нашли по всему Лондону около 700 «заброшенных» престижных особняков общей стоимостью порядка £3 млрд. По мнению экспертов, это подтверждает гипотезу о том, что элитная недвижимость приобретается зачастую в «инвестиционных целях», по сути для отмывания денег.
Другой случай – расследование Vanity Fair о судьбе жилого комплекса One Hyde Park. Из 76 уже проданных апартаментов (общей стоимостью $2,7 млрд) около 80% были куплены через анонимные компании, зарегистрированные в «налоговых гаванях». Чтобы сильнее запутать следы, покупателем могла выступить, к примеру, компания с острова Мэн, которой, в свою очередь, владеет фирма с Британских Виргинских островов.
Подводя итог, авторы доклада подготовили десять предложений властям по исправлению ситуации. Ключевое из них – обязательное указание в Земельном регистре конкретных персон, которые стоят за иностранными фирмами - покупателями. Рекомендации правительству содержат призыв организовать открытый доступ к этим данным, усилить работу с недвижимостью по линии финмониторинга и определить «потолок» наличной оплаты за приобретение недвижимости. От регулятора TI-UK ждет пристального наблюдения за рынком, включая обязательную проверку сделки перед ее закрытием и финансовые санкции против недобросовестных игроков.