Безработица среди женщин с детьми пошла вниз после 10-летнего рекорда
Уровень безработицы среди женщин, имеющих детей дошкольного возраста (до семи лет), за второй квартал 2021 года составил 6,9%, сообщили РБК в пресс-службе Росстата. Это меньше, чем в пандемийном 2020 году. Тогда показатель достиг максимального уровня за десятилетие, поднявшись до 7,7%, следует из результатов исследования среди женщин в возрасте от 20 до 49 лет с маленькими детьми.
Настолько высокой безработица среди женщин с маленькими детьми в последний раз была в 2010 году, с тех пор она не превышала 7%. Этим летом уровень безработных в этой категории вернулся к локальному максимуму 2016 года, но все еще продолжает оставаться выше показателя последующих допандемийных лет.
Показатель коррелирует с изменениями общего уровня безработицы в России, который начал резко расти весной 2020 года, когда в регионах объявлялись локдауны, и в августе достиг максимума за восемь лет, составив 6,4% рабочей силы. За время пандемии коронавируса работу потеряли более 1 млн россиян. По итогам прошлого года безработица составила 5,8%, а к концу июня этого года опустилась до 4,8%. РБК направил запрос в Минтруд.
Почему женщины с детьми быстрее теряли работу
Как следует из данных Росстата, количество безработных женщин с детьми-дошкольниками к середине лета уменьшилось до 342 тыс., тогда как в конце 2020 года их было 405 тыс. Одновременно число занятых в этой категории тоже снизилось — с 4,84 млн до 4,63 млн. Это может быть связано с тем, что все больше женщин начинают работать в сером секторе экономики или становятся экономически неактивными, поняв, что не могут совмещать работу и материнство, сказала РБК преподаватель Высшей школы экономики (ВШЭ), социолог Ольга Исупова. Учет в качестве безработного предполагает, что соискатель активно ищет работу.
Матери детей-дошкольников, возможно, чаще других теряли работу, потому что они работали на местах, которые позволяют совмещать работу с занятиями с ребенком. «Оказалось, что именно такие места быстрее всего сократились, — говорит Исупова. — Часто это места на полставки или в сером секторе экономики. Когда наступают трудности, от таких работников избавляются в первую очередь».
Женщинам пришлось нелегко во время пандемийного года не только из-за потери работы, добавляет она. «Их работа переместилась в ту комнату, где надо и детей учить, и хозяйство вести, — продолжает Исупова. — Раньше это работало, потому что было в разных местах: люди ходили на работу, дети в ясли и детские сады». В 2020 году все социальные институты, по ее мнению, оказались совершенно не готовы к эпидемии и локдауну, а женщины зачастую даже сами отказывались от работы, «потому что понимали, что иначе сойдут с ума». Кроме того, из-за локдауна и противокоронавирусных мер сильно вырос уровень домашнего насилия, потому что «людям оказалось тяжело жить в одном помещении все время», уверена она.
Как занятость женщин меняется по регионам
Доля трудоустроенных женщин с маленькими детьми в 2020 году опустилась до 65,9% против 67,4% в 2019 году и 67,1% в 2018 году. Согласно информации с сайта государственной статистики ЕМИСС, занятость женщин с детьми-дошкольниками снизилась почти во всех регионах. Как и ранее, ниже всего этот уровень в регионах Северного Кавказа: в Северной Осетии — Алании (трудоустроены 41,5%), Дагестане (42,6%), Карачаево-Черкесии (48,1%), Кабардино-Балкарии (51%), Ингушетии (53,1%), а также в Севастополе (41,5%). Невысокий уровень занятости и в Сибирском федеральном округе. В Хакасии трудоустроены 58,4% жительниц с детьми-дошкольниками, столько же — в Бурятии.
Напротив, больше всего занятых женщин с детьми — в Удмуртии (80,2%), на Чукотке (79,2%) и в Магаданской области (78%). Уровень выше 70% в основном наблюдается в Приволжском и Центральном федеральных округах, а также в северных регионах. В Москве трудоустроены 73,3% женщин, воспитывающих дошкольников, а в Санкт-Петербурге — 72,8%.
В таком распределении занятых и безработных женщин по регионам нет ничего странного, сказала РБК профессор МГУ Наталья Зубаревич. Она отмечает, что в патриархальных субъектах Северного Кавказа всегда было много неработающих женщин. «На Кавказе многие женщины не работают, они сидят дома, поэтому уровень занятости там ниже советских времен», — пояснила она. Самый высокий уровень занятости должен быть в северных регионах, потому что там «на одну зарплату мужика не прожить», а возрастная структура населения такова, что «пожилых и нетрудоспособных гораздо меньше, чем в других регионах», отметила Зубаревич.