Бывший главный юрист ЮКОСа дал показания в пользу России
Бывший глава правового управления ЮКОСа Дмитрий Гололобов, проживающий в Англии с 2004 года и до сих пор разыскиваемый Россией по линии Интерпола, дал показания в американском суде против бывших владельцев нефтяной компании. Его заявление на 39 страницах, подписанное 26 июля в Лондоне (копия есть у РБК), адвокаты Российской Федерации из White & Case вчера попросили приобщить к ходатайству РФ о непризнании гаагского арбитражного решения на $50 млрд в США. В своих показаниях Гололобов заявляет о незаконных, по его мнению, платежах со стороны «олигархов» во главе с Михаилом Ходорковским в адрес государственных менеджеров ЮКОСа за помощь в приватизации компании в середине 1990-х, о выводе акций ЮКОСа в офшоры без разрешения российских властей и целенаправленных усилиях топ-менеджеров по сокрытию «старых грехов» (нарушениях закона в 1995–1996 годах) в документах для американских регуляторов в начале 2000-х, когда ЮКОС готовился разместить депозитарные расписки в США.
Российская защита подчеркивает, что Гололобов до последнего времени не соглашался свидетельствовать в суде в отношении «криминальных действий» своих бывших работодателей. В 2010 году он собирался давать показания в защиту Ходорковского по второму «делу ЮКОСа», после того как бизнесмен призвал бывших коллег, чьи показания не используются стороной обвинения, помочь «отстаивать доброе имя всего ЮКОСа», писала в то время газета «Ведомости». Теперь Россия позиционирует показания Гололобова как «критически значимые» для прояснения «незаконного и коррупционного приобретения ЮКОСа посредством подкупа четырех назначенных государством менеджеров компании» (Сергей Муравленко, Юрий Голубев, Виктор Казаков и Виктор Иваненко. — РБК). Хотя большинство актуальных документальных свидетельств уже было собрано в ходе российского следствия, «объяснения господина Гололобова дают ключ к тому, чтобы этот пазл полностью сложился», утверждает российская защита.
«Абсолютно добровольно»
«Мной абсолютно добровольно предоставлен в американский суд меморандум (statement), содержащий мое видение ряда аспектов дела ЮКОСа, включая приватизацию компании», — написал Гололобов в четверг в своем Facebook. По его словам, документ «не содержит практически ничего нового» по сравнению с его собственными публикациями в СМИ за последние годы. «Раньше я значился в документах Гааги [гаагского арбитражного процесса] как свидетель, но стороны почему-то не нашли нужным меня привести туда и спросить. А сейчас они [стороны процесса] нашли нужным это сделать. Я бы сказал то же самое и в Гааге», — сказал РБК Гололобов.
Для суда в США показания Гололобова «не значимы», считает источник, близкий к бывшим акционерам ЮКОСа, «значимо только решение апелляционной инстанции [апелляционного суда Гааги]». «Гололобов же хочет закрыть дело в Москве и получить работу у White & Case. Не выйдет», — сказал собеседник РБК. Показания абсолютно не связаны с делом, возбужденным в отношении него в России, утверждает сам Гололобов: «Там [в показаниях для американского суда] нет ни слова о моем деле». «Я был бы рад получить работу в White & Case. Но думаю, что White & Case во мне ни в малейшей степени не нуждается, потому что их специализация с моей никак не пересекается. К тому же это было бы настолько вопиюще неэтично со стороны White & Case, это была прямая взятка, которая очень сильно повредила бы фирме: свидетелю нельзя платить», — говорит Гололобов.
Гололобов работал на банк «Менатеп» и ЮКОС с 1995 по 2004 год. В 2004 году он был объявлен в международный розыск и по-прежнему числится в базе Интерпола как разыскиваемый в России за хищение и легализацию незаконно приобретенных активов. Каков сейчас статус его дела в России, юрист не знает — «целый ряд дел ЮКОСа лежат годами и по ним ничего не делают», говорит он. РБК отправил запрос в Генеральную прокуратуру РФ, но пока не получил ответа. Представители Следственного комитета не ответили на звонки РБК.
«Старые грехи»
Ранее, в сентябре—октябре 2015 года, российская сторона уже привлекла к даче свидетельских показаний в США бывшего директора компании Russian Trust and Trade (RTT), в 90-х годах подконтрольной банку «Менатеп», Гитаса Повило Анилиониса и его тогдашнего подчиненного Аркадия Захарова — они рассказали, что RTT занималась созданием сотен подставных юрлиц, которые казались независимыми, но на самом деле контролировались владельцами банка «Менатеп». В частности, RTT учредила подставные компании «Лагуна» и «Реагент», которые «соперничали» на аукционе по приватизации ЮКОСа.
«Ни на одном из конкурсов, относящихся к приобретению акций ЮКОСа, не было двух подлинных претендентов [как того требовало законодательство] — факт, который олигархи активно пытались скрыть», — пишет в своих показаниях Гололобов. Кроме того, по его словам, «олигархи», чтобы выиграть инвестиционный тендер на 33% акций ЮКОСа, заключили «незаконное соглашение» с Муравленко, Голубевым, Казаковым и Иваненко, пообещав им «экстраординарное вознаграждение» за помощь в приватизации ЮКОСа на выгодных для покупателей условиях. Впоследствии, когда ЮКОС готовился к листингу своих расписок в США, Ходорковскому и Платону Лебедеву «было очень трудно решить, как лучше характеризовать обещание таких огромных сумм, чтобы это удовлетворило аудитора Дуга Миллера из PwC», пишет Гололобов. По его словам, посвященные внутри ЮКОСа называли это между собой «старые грехи».
Юристы White & Case, защищающие Российскую Федерацию, в начале июня подали в суд округа Колумбия, США, дополнительное ходатайство о непризнании решения гаагского арбитражного трибунала от 2014 года, присудившего экс-акционерам ЮКОСа $50 млрд компенсации. Основной акцент был сделан на том, что шестеро российских «олигархов» (Михаил Ходорковский, Платон Лебедев, Леонид Невзлин, Владимир Дубов, Михаил Брудно, Василий Шахновский) подкупили государственных менеджеров ЮКОСа, чтобы те обеспечили переход компании в нужные руки. Сами взятки якобы перечислялись в 2002–2003 годах, их размер мог составить до $2 млрд, а среди получателей были два действующих депутата Госдумы.
Решение гаагского арбитража было отменено 20 апреля окружным судом Гааги, и Россия настаивает на том, чтобы американский суд утвердил ее суверенную неприкосновенность и прекратил рассмотрение иска бывших акционеров ЮКОСа. Те, в свою очередь, уже начали процедуру обжалования решения Гаагского окружного суда и просят суд Вашингтона не прекращать, а только приостановить процесс на время рассмотрения апелляции в Гааге.
Для российской защиты в США принципиально важно, чтобы суд рассмотрел доказательства того, что «олигархи» через подконтрольные им офшоры переводили «взятки» бывшим госменеджерам ЮКОСа вплоть до 2000-х годов, говорила в июле РБК партнер White & Case Каролин Ламм. Дело в том, что арбитражный трибунал в Гааге, присуждая экс-акционерам ЮКОСа компенсацию в $50 млрд, не стал принимать во внимание нарушения во время приватизации компании, потому что не усмотрел достаточной связи между событиями 1990-х годов и офшорными компаниями Hulley, Yukos Universal и Veteran Petroleum, инициировавшими в 2004 году арбитражное разбирательство. Эти компании «скрывали от арбитража, кто на самом деле их контролирует, и это привело арбитров к ошибочному заключению, что между истцами и теми, кто был вовлечен в недобросовестные или коррупционные действия во время залоговых аукционов, нет отношений контроля», поясняла Ламм. По ее словам, теперь суды в Европе и США обязаны рассмотреть эти новые обстоятельства.
При участии Светланы Бочаровой