Минюст предложил убрать из городов все СИЗО и колонии
Минюст разрабатывает пилотный проект, чтобы убрать из городов все колонии и СИЗО. Об этом сообщил министр юстиции РФ Константин Чуйченко в интервью телеканалу «Россия 24».
«У нас большие планы по оптимизации деятельности ФСИН, по изменению формата работы... Учреждения ФСИН должны получить определенное преображение. У нас сейчас готовятся изменения в концепцию развития ФСИН, их суть состоит в том, что нужно выносить из городов, из населенных пунктов эти учреждения», — рассказал министр юстиции (цитата по ТАСС).
Вынесение учреждений Федеральной службы исполнения наказаний за пределы городов вызовет затруднения для функционирования самих объектов и повлияет на реализацию прав людей, находящихся в изоляторах, считает доктор юридических наук, эксперт Московской Хельсинкской группы Илья Шаблинский. По его словам, возможность встретиться с людьми, сидящими в изоляторах, у адвокатов и родственников усложнится. Эксперт отметил, что перенесение учреждений за пределы городов сейчас не самая актуальная задача для реализации функций ФСИН и защиты прав граждан.
«Исходя из нынешней ситуации, это вообще затруднит все: затруднит доставку продовольствия, корреспонденции, доставку всего в изоляторы. Это сулит, судя по всему, серьезнейшие осложнения в реализации прав людей, которые в изоляторах. Вот что такое в суд попасть из изолятора? Это многочасовая езда, если летом, то вы там просто помираете от жары и духоты, если зима, вы там околеваете от холода. А вот если за городом, сколько часов потребуется? Какая-то мука будет. Я не очень понимаю логику. Если вредные производства надо выносить за пределы города — это мне понятно. А вот изоляторы, я логику не понимаю», — заявил РБК Шаблинский.
«Я таким узким специалистом в этой области не являюсь, просто это больших денег будет стоить, но вынос мест лишения свободы, на мой взгляд, это нормально, они городов не украшают. Территория у нас большая, ничего плохого я в этом не вижу. Если это будет далеко за пределами городов, куда-то в пустынную степь, за 500 км — это, конечно, будет ужасно. Если просто вынести за пределы городов, чтобы не очень далеко было ехать, тогда, на мой взгляд, нормально», — сообщил РБК член СПЧ Николай Сванидзе.
Виктория Петрова, директор департамента финансовых рынков и инвестиций Knight Frank, рассказала РБК, что привлекательность этих объектов для инвесторов будет зависеть от разрешения властей использовать их и других ограничений.
«Касательно «Бутырки», «Матросской Тишины», «Лефортово» — с точки зрения локации это хорошие площадки для строительства жилья. На месте «Бутырки» даже можно будет говорить о строительстве проекта премиального сегмента. Однако, вероятно, останется шлейф, что будущий ЖК будет построен на месте тюрьмы. Возможно, для кого-то из покупателей это будет ограничительным фактором для покупки в таком ЖК квартиры для собственного проживания», — сказала она.
Руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев считает, что колонии и СИЗО нередко располагаются на потенциально интересных для редевелопмента территориях. «Но чаще все же на территориях, окруженных промышленными или инфраструктурными объектами. Это, а также возможное наличие охранных ограничений, как в случае с «Крестами», понижают возможный интерес к данным объектам», — отметил он.
«Привлекательность этих объектов для инвесторов во многом будет зависеть от нового разрешенного использования территории, но также и от других ограничений на развитие», — добавил Кокорев.
Только в пределах Москвы функционируют семь следственных изоляторов ФСИН, наиболее известные из них — «Матросская Тишина», «Бутырка», «Лефортово». Самый крупный изолятор в Санкт-Петербурге «Кресты» также был расположен в черте города. В 2017 году было открыто новое СИЗО, «Кресты-2», которое должно заменить старое здание — хотя оно было выведено из пределов Петербурга, оно также расположено в населенном пункте — пригороде Колпино.
В 2015 году журнал «Демоскоп» Института демографии ВШЭ опубликовал исследование, посвященное географии тюремной системы России. В нем указывалось, что большое число СИЗО и колоний в стране расположены в пределах крупных городов. «Тюрем как таковых сравнительно немного, они, в отличие от исправительных колоний, обычно расположены в крупных городах и тяготеют к наиболее плотно заселенным пространствам, так как в этом случае требуются особые условия охраны и возможность своевременного вмешательства оперативных групп», — отмечали авторы.
Те колонии, которые размещены за пределами густонаселенных районов, создавались в советский период, с расчетом на дальнейшее освоение этих территорий, однако после распада СССР подобная система размещения потеряла смысл, указывают авторы.
«Заключенные в таких труднодоступных колониях лишены возможности регулярных свиданий с родственниками, в случае несоблюдения их прав к ним редко могут добраться представители правозащитных организаций. В удаленных от транспортной сети колониях трудно наладить производство, поскольку тюремная экономика, несмотря на свое государственное подчинение, существует в условиях рынка, и нерентабельное производство не выживает», — говорилось в статье.
В октябре стало известно о предложенном Минфином плане реформы силовых структур, в том числе и ФСИН. В рамках реформы ведомство предложило рассмотреть возможность создания единого правоохранительного органа на основе МВД, которому могут быть переданы функции в том числе и Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).