Организаторы митинга в поддержку журналистов подали иски к мэрии Москвы
Организаторы митинга, на котором планировалось поддержать объявленных иноагентами журналистов, направили иски сразу в три суда столицы, после того как власти отказались согласовать их мероприятие. Об этом сообщила РБК сопредседатель Профсоюза журналистов и работников СМИ Софья Русова.
23 августа организаторы акции обратились в мэрию с просьбой разрешить провести митинг на Пушкинской площади или на Никитском бульваре 4 сентября, после того как ряд СМИ и журналистов были включены в список иноагентов. Организаторы предполагали, что в мероприятии примут участие до 500 человек. Мэрия в проведении митинга отказала. В ответе московского департамента региональной безопасности говорилось, что столичные власти отказали организаторам в связи с ограничениями, введенными из-за COVID-19. Основанием там назвали п. 2.6 указа мэра Москвы от 8 июня 2020 года № 68-УМ, согласно которому в городе действует запрет на проведение публичных мероприятий.
Русова рассказала, что организаторы намерены оспорить и сам отказ, и законность указа мэра. «Подала иск по почте, есть документы об отправке. Есть перспектива реального судебного разбирательства в плане оспаривания распоряжения Собянина. Я не знаю, оспаривал ли кто-то сам указ, но думаю, что у нас есть судебные перспективы в этом направлении. Будем оспаривать отказ в проведении мероприятия и этот указ мэра Москвы от 8 июня 2020 года № 68 — об этапах снятия ограничений, на основании которого спорили. Мы считаем, что отсутствовали основания для запрета нашего публичного мероприятия», — говорит она.
Подготовка сразу трех исков в разные суды столицы связана с тем, что они часто спорят из-за подсудности дел, объяснила Русова. «Мы подали в Пресненский [суд], исходя из предмета иска. В Таганский — по месту нахождения префектуры ЦАО. Исходя из выписки ЕГРЮЛ, правительство Москвы, чей указ мы оспариваем, — это Тверская, 13, то есть подсудность Тверского района. Соответственно, поэтому подали еще в Тверской район», — рассказала она.
В соответствии с указом Собянина, в Москве продолжает действовать запрет на проведение публичных мероприятий. Вместе с тем в указе разделяются публичные и массовые развлекательные мероприятия — так, при запрете публичных мероприятий на развлекательных могут свободно присутствовать до 500 человек, а если организаторы проверяют на входе QR-коды о вакцинации или наличии иммунитета, то и эта ограничительная планка отменяется.
Русова подчеркивает, что организаторы заявляли численность участников митинга до 500 человек. При этом она одновременно считает сам запрет на проведение публичных мероприятий, принятый в Москве, дискриминационным и противоречащим федеральному законодательству.
Адвокат Русовой Никита Спивак пояснил РБК, что суть иска состоит в следующем: указ мэра не является федеральным законом, при том что только федеральным законом можно ограничить права граждан на свободу собраний. В самом иске (копия есть у РБК) авторы ссылаются на федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ, в частности на ст. 12 закона о порядке согласования публичного мероприятия, а также на Конституцию.
«Основная позиция такая, что указ мэра не является федеральным законом, а только федеральным законом можно ограничить права граждан на свободу собраний. Это самый главный довод, который идет через весь иск. Если мы изучим этот указ, то он носит, как мне кажется, дискриминационный характер по отношению к публичным мероприятиям, целью которых является выражение политических мнений, требований в отношении власти. А такие мероприятия, как спортивные, культурно-массовые до 500 человек, на данный момент проводить можно», — сообщил РБК Спивак.
Вместе с тем он признал, что, скорее всего, суд откажет в удовлетворении требований.
РБК направил запрос в департамент региональной безопасности и противодействия коррупции Москвы, а также в пресс-службы Пресненского, Тверского и Таганского районных судов столицы.
В столичном департаменте региональной безопасности и противодействия коррупции ранее заявляли при отказах в согласовании митингов, что «принимаемые правительством Москвы меры по поэтапному снятию ограничений <...> не снимают запрета на проведение массовых публичных мероприятий».