Глава Якутии попросил в разы «увеличить войска» для «войны с пожарами»
Чтобы избежать повторения аномальных лесных пожаров в Якутии, нужно расширять численность лесоохраны. Об этом в интервью РБК рассказал глава республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.
«Это была очень серьезная битва, как война. Ее уже прозвали «битва за тайгу». Для того чтобы выиграть войну, нам, конечно, нужно увеличивать войска. Мы должны увеличить штатную численность лесоохраны — как федеральной, так и региональной», — сказал он.
По словам Николаева, сегодня в Якутии постоянными сотрудникам лесоохраны числятся 412 человек — 219 авиадесантников и 193 сотрудника наземных служб. Глава региона отметил, что это — «капля в море».
«Количество людей, которые заняты на пожарах в Якутии, должно исчисляться тысячами. Я не настаиваю на том, чтобы все они были только в республике сосредоточены. Но то, что якутская «Авиалесоохрана» должна быть не 200 человек, а, например, 500–600 человек, — это уже всем очевидно», — сообщил он.
По мнению Николаева, силы «Авиалесоохраны» нужно в целом увеличивать по регионам, в том числе Дальнего Востока, чтобы при необходимости быстро перебрасывать их на очаги пожаров.
Глава республики отметил, что увеличение лесоохраны и лесопожарных формирований зависит от финансирования. «Сейчас уже декларируется увеличение сотрудников [«Авиалесоохраны»] с 3 тыс. до 4,4 тыс. Недавно этот вопрос обсуждали на комиссии Госсовета у Глеба Никитина (губернатор Нижегородской области, председатель комиссии Госсовета «Экология и природные ресурсы». — РБК)», — сказал он.
Глава региона также отметил потребность в новой специализированной технике. Обычные машины, созданные для тушения лесных пожаров, не подходят для условий Якутии. «Та техника, которая работает на лесных пожарах, не выдерживает экстремальных условий тайги. Новая техника, которая сделана именно для лесных хозяйств, в условиях Якутии тоже непригодна. Она или проваливается, или у нее все рвется. Здесь нужны новые подходы к созданию новых видов техники и вообще к тушению пожаров — более серьезные и действенные. Здесь я надеюсь на нашу науку», — сказал он.
Он добавил, что проблему поможет решить искусственное управление осадками. Сейчас на всю Россию у «Авиалесоохраны» есть один самолет Ан-26 «Циклон», который способен вызывать дожди. Он успешно проработал все лето и помог предотвратить крупные пожары в других регионах. «Надо, чтобы таких самолетов было побольше. Мы хотим, чтобы в Якутии был отдельный такой самолет. Мы готовы даже это финансировать — разработку аппаратуры и так далее», — отметил глава республики.
Как рассказал Николаев, лесные пожары в Якутии в этом году были одними из самых сильных в истории. Такие пожары происходят на территории республики примерно раз в 40 лет. Они начались в июле, затем огонь перекинулся на объекты инфраструктуры и населенные пункты, в связи с чем в республике объявили режим ЧС.
В августе президент России Владимир Путин поручил главе Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС) Евгению Зиничеву лично поехать в Якутию и проследить за борьбой с пожарами. К его приезду, 15 августа, по оценкам Николаева, в Якутии в общей сложности полыхало свыше 4 млн га. В целом огонь успел повредить более 7 млн га леса. Вся площадь лесов в Якутии составляет 260 млн га.
Сейчас, как рассказал Николаев, горит уже менее 200 тыс. га. «Можно сказать, что пик пройден и лесные пожары практически побеждены, буквально на днях уже будем снимать режим чрезвычайной ситуации», — резюмировал он.
В МЧС лесные пожары связывают с человеческой безответственностью. Она является главной причиной лесных пожаров не только в Якутии, но и во всей России. «Это человеческий фактор, это безалаберность, безответственность, а иногда просто наплевательское отношение к собственной земле», — заявил первый замглавы МЧС РФ Александр Чуприян.
В то же время свою лепту внесла аномальная жаркая и сухая погода летом. Как рассказал РБК Николаев, во многих районах Якутии 2,5 месяца не было ни капли дождей. «Когда абсолютно сухая погода, засохшая трава и деревья становятся как порох», — пояснил он.
Замглавы МЧС также указывал на особенности инфраструктуры региона, где на многих территориях нет дорог и добраться до очагов пожара можно только по воздуху.