Защита заявила о втором «подложном протоколе» в деле Серебренникова
Защита фигурантов «дела «Седьмой студии» обнаружила в материалах дела документ, который, по ее мнению, является подложным. Об этом заявила в Мосгорсуде адвокат Ксения Карпинская, защищающая обвиняемого экс-генпродюсера «Седьмой студии» Алексея Малобродского, передает корреспондент РБК.
В понедельник, 3 сентября, Мосгорсуд рассматривает жалобу на ограничение срока ознакомления Малобродского с материалами дела. Речь идет о протоколах осмотра предметов, изъятых при обысках по «делу «Седьмой студии». В материалах дела есть два таких документа, которые подшиты в один том дела, рассказала в суде Карпинская. РБК ознакомился с копиями документов, после того как их исследовала судья Светлана Александрова.
Один протокол составлен 26 мая 2017 года, а второй — 3 августа того же года. Первый протокол относится к периоду, когда дело находилось в производстве Главного следственного управления СКР по Москве; второй был составлен уже после того, как дело было передано в центральный аппарат СКР в июле 2017 года.
При этом в обоих осмотрах участвовала одна и та же пара понятых — Айшан Жанселдиева и Гулназию Кекеева. Обе они 26 мая оказались в ГСУ по Москве на Новом Арбате, а затем 3 августа — в здании СКР в Техническом переулке. У защиты также есть сомнения в совпадении подписей одной из понятых на разных протоколах, сказала Карпинская.
Из первого протокола следует, что в осмотре участвовал следователь центрального аппарата СКР Сергей Мосенков. Этого не могло быть, поскольку в мае дело еще расследовал московский главк, а не центральный аппарат, указала Карпинская.
РБК направил запрос в пресс-службу СКР.
Зачем следствию могла понадобиться «вероятная фальсификация» более раннего протокола, защита пока не понимает, пояснила РБК Карпинская. «Видимо, московские следователи должны были составить этот протокол, но этого не сделали. И в центральном аппарате решили, что его не хватает», — сказала адвокат.
«Технические ошибки»
Заявлением о протоколе Карпинская объяснила необходимость отменить решение об ограничении Малобродскому срока ознакомления с делом (он должен был завершить эту процедуру до 1 сентября): по ее словам, обвиняемый не может закончить чтение материалов так быстро из-за обилия в материалах дела подобных несостыковок.
Ознакомление с материалами дела предполагает тщательный анализ материалов дела, заявил в суде Малобродский: «[Протоколы] прекрасно показывают качество материалов дела, с которыми мы знакомимся, и обосновывают необходимость читать их скрупулезно, подробно и без ограничения времени».
По словам Малобродского, периодически следствие просит его повторно подписать графики ознакомления с материалами дела из-за вкравшихся туда «технических ошибок». «Я готов делать это, но для этого мне нужно проверить, что изменилось в этих графиках. И перепроверяя их, я вдруг обнаруживаю, что в одном томе дела стало на 38 страниц меньше, а в другом томе — на четыре страницы больше. Самое мягкое выражение, которое я могу себе позволить по этому поводу, — крайняя недобросовестность. А если не деликатничать, то это жульничество», — заявил обвиняемый.
Замена показаний
Ранее Малобродский заявил о замене в деле протокола допроса свидетеля — специалиста по кадрам «Седьмой студии» Ларисы Войкиной. По его словам, в течение года следствие по меньшей мере четыре раза приобщало к арестным материалам фигурантов дела одну версию документа, а впоследствии при ознакомлении с томами дела защитники обнаружили другую версию. Дата и время допроса на обоих протоколах указаны одинаковые, а текст показаний по большей части совпадает. При этом в более поздней версии есть дополнительные абзацы и купюры, которые, по мнению Малобродского, «усиливают обвинительную составляющую».
Войкина в беседе с РБК сообщила, что в одном из протоколов ее слова переданы достоверно, а в другом — нет. От дальнейших комментариев она отказалась, сославшись на подписку о неразглашении.
Малобродский подал жалобу на замену протокола в ФСБ и СКР, потребовав проверить действия следователей Александра Лаврова и Павла Васильева на признаки преступления по ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств).
Спецслужба уже ответила на жалобу Малобродского: в ФСБ указали, что предмет жалобы не входит в ее компетенцию, сообщила РБК Карпинская. СК пока не завершил проверку заявления о фальсификации протокола: она продлена на десять суток.
АНО «Седьмая студия» — организация, основанная режиссером, худруком «Гоголь-центра» Кириллом Серебренниковым. Ее бывшим сотрудникам вменяется мошенничество с госсубсидиями на сумму 133 млн руб., которые компания получала с 2011 по 2014 год на проект по популяризации современного искусства «Платформа». По делу проходят Серебренников, Малобродский, экс-директор «Седьмой студии» Юрий Итин, бывший главный бухгалтер Нина Масляева, бывший руководитель департамента господдержки искусства Минкультуры Софья Апфельбаум (на момент задержания директор Российского академического молодежного театра) и бывший генпродюсер «Седьмой студии» Екатерина Воронова. Масляева — единственная из обвиняемых, кто признал вину.