Минкультуры запретило Русскому музею вывозить картины из-за дела ЮКОСа
Государственный Русский музей не получил разрешения Министерства культуры на вывоз картин Марка Шагала и других авангардистов на выставку в Швецию, сообщает Интерфакс. «Разрешение на вывоз для некоторых экспонатов и культурных ценностей мы не получили, оно не было выдано», — сообщил агентству директор музея Владимир Гусев.
Решение Минкультуры, по его словам, объясняется опасениями за сохранность полотен, «связанными с делом ЮКОСа и арестами имущества», пишет агентство.
Выставка должна была пройти в стокгольмском музее Миллесгорден. Руководство музея выразило разочарование отменой выставки. «Наши коллеги из Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, откуда на нашу выставку должна была поступить основная часть работ Марка Шагала, расстроены так же, как и мы», — говорится в сообщении на сайте музея, которое подписала директор Онита Васс.
По ее словам, обе стороны вложили много времени и сил в оформление страховок, решение транспортных вопросов и провели большую работу по подготовке выставки. Выставка художников-авангардистов должна была открыться 12 сентября и продлиться четыре месяца.
Дела об аресте российского имущества рассматривали правоохранительные органы нескольких европейских стран. Они основывались на решении Третейского суда в Гааге, которое было оглашено в июле 2014 года. Арбитраж оценил потери акционеров ЮКОСа в $50 млрд и обязал Россию выплатить компенсацию в этом размере. Кроме того, существует решение ЕСПЧ, по которому Россия должна выплатить бывшим акционерам ЮКОСа €1,86 млрд.
Первые сообщения об аресте российских счетов поступили в июне 2015 года из Франции и Бельгии.
Бывшие акционеры ЮКОСа также подали иски в суды Великобритании и США, поскольку по законодательству этих стран обеспечительные аресты имущества можно проводить только после признания решения в местных судах.
Российский МИД при этом предупредил Госдеп, что в случае признания вердикта Гаагского арбитража по делу ЮКОСа и применения обеспечительных мер для его исполнения на территории США Москва примет ответные меры. Москва считает, что Гаагский арбитраж не имел компетенции для рассмотрения спора, его решения приняты на основании международного договора, участницей которого Россия не являлась, по спору, который не подпадает под его действие.