Губернатор допустил отправку заключенных на добычу золота на Колыме
Использование труда заключенных вместо мигрантов может быть интересно как им самим, так и их семьям. Об этом в интервью РБК на ПМЭФ сказал губернатор Магаданской области Сергей Носов.
«Возможность использования труда (заключенных. — РБК) при, допустим, золотодобыче — это не просто использование дармового, как говорится, труда. Это оплата по фактически выполняемой работе, что может быть интересно лицам, отбывающим наказание и имеющим право на такую работу вне территории исправительного учреждения. Это может быть интересно им самим и их семьям, потому что это иногда не только поддержка семьям, но и компенсация причиненному ущербу», — сказал Носов.
Глава региона уточнил, что провел обсуждения по этому вопросу с представителями бизнеса, добавив, что «есть структуры, готовые попробовать». Он не стал раскрывать названий этих предприятий, но отметил, что речь идет о сфере золотодобычи.
«Интерес есть определенный, надо очень сильно еще разбираться и смотреть. Главное, чтобы дров не наломать», — добавил глава региона.
20 мая директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Александр Калашников предложил заменить трудовых мигрантов заключенными. По словам главы ФСИН, «это будет не ГУЛАГ, это будут абсолютно новые достойные условия». Отбывающие наказание будут трудиться в рамках общежития или снимать квартиру, а также получать достойную зарплату. По его словам, заключенные могли бы быть задействованы на крупных объектах в Ненецком автономном округе, на Таймыре, в Магаданской области, а также на Байкало-Амурской магистрали. По словам главы ФСИН, крупный бизнес также заинтересован в привлечении заключенных. Например, «Норникель» выступил с предложением привлекать спецконтингент для работ в Норильске.
Министр юстиции Константин Чуйченко эту идею поддержал. Он сказал, что таким образом можно будет создавать исправительные центры на крупных стройках и других объектах. Он отметил, что их создание даст осужденным возможность реализовать право на замену наказания.
В РЖД подсчитали, что в рамках пилотного проекта совместно с ФСИН госкомпания может привлечь до 600 заключенных к работам на железнодорожных сетях Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.
В свою очередь, бизнес-омбудсмен Борис Титов заявил, что поддержит инициативу ФСИН, если к процессу подойдут с гуманистической и рационально-коммерческой точек зрения. «ФСИН снимет с себя лишние функции, заключенные получат поблажки и оплату своего труда, государству не придется завозить дополнительных мигрантов. Прекрасно. Главное, сделать это эффективно и не превратить в ГУЛАГ, как это и пообещал глава ФСИН Александр Калашников», — заметил Титов. Он также добавил, что заключенным должна быть предложена прозрачная и понятная юридическая база для оформления трудовых отношений с соблюдением всех их прав.
Массовый подневольный труд заключенных использовался в системе Главного управления лагерей с 1930-х по 1950-е годы. Осужденные, среди которых были и привлеченные к ответственности по политическим статьям, сталкивались с тяжелыми условиями содержания и жестоким обращением. Многие из участвовавших в этих стройках погибли. Подобные работы велись и на Колыме, где занимались золотодобычей. Заключенные там занимались самыми тяжелыми работами. Точное число погибших в системе ГУЛАГа до сих пор неизвестно.