Российской фармкомпании впервые дали лицензию на аналог препарата из США
Столичный арбитражный суд удовлетворил требование российской фармацевтической компании «Натива» о выдаче ей лицензии на пользование патентом американской корпорации Celgene (Селджен) в связи с наличием зависимого изобретения. Об этом говорится в поступившем РБК сообщении руководителя по корпоративным и внешним коммуникациям компании «Натива» Анжелики Хандукян.
Соответствующее постановление суд, по ее данным, вынес 1 июня. Зависимое изобретение «Натива», как уточняется в пресс-релизе, планирует «использовать при производстве средства с МНН леналидомид. Этот препарат является противоопухолевым иммуномодулятором, который применяется для лечения проказы, туберкулеза, СПИДа и множественной миеломы. В российском Госреестре лекарственных средств «Леналидомид-натив» был зарегистрирован в августе 2016 года.
В ответ на это в марте 2017 года обладающая патентом на это лекарство американская компания Celgene подала в Арбитражный суд Московской области иск к «Нативе» с требованием запретить ей производить и продавать свой леналидомид. «Натива» и ее совладелец Олег Михайлов, реагируя на это, подали в мае прошлого года к Celgene встречный иск. В нем они попросили суд разрешить «Нативе» принудительно лицензировать этот препарат. Российский леналидомид, согласно Госреестру предельных цен, как уточняется в пресс-релизе компании, «значительно дешевле американского оригинала».
Теперь за использование патента «Натива», как подчеркнули в компании, будет перечислять лицензионные платежи. «Это первое судебное решение о выдаче лицензии в связи с наличием зависимого изобретения, несмотря на то, что соответствующие нормы о порядке предоставления подобных лицензий давно введены в Гражданский кодекс России», — цитируются в сообщении слова замгендиректора компании Юлии Герасимовой. Последствия этого решения, «безусловно, окажут сильное влияние на дальнейшее развитие практики по лицензированию производства лекарственных препаратов в России», уверена она.
«Согласно позиции ФАС России, правообладатели нередко злоупотребляют своим положением, и это в огромной степени препятствует развитию производства и поставкам социально значимых лекарств в России», — пояснила Герасимова.
Решение столичного арбитража, как считает генеральный директор ООО «Натива» Александр Малин, «показывает, что ситуация развернулась лицом к отечественным производителям», и «государство намерено действовать в интересах национальной безопасности, жизни и здоровья населения России». «Очевидно, что усилия иностранных компаний по удержанию монопольного присутствия на российском рынке больше не дают прежнего эффекта. Мы рассчитываем на то, что эта тенденция сохранится и в дальнейшем», — добавил глава компании.
В России уже давно разрабатывается законопроект, который должен расширить возможности для выдачи «принудительной лицензии». В 2016 году Федеральная антимонопольная служба предлагала лишать фармкомпании права на эксклюзивное производство и продажу запатентованных лекарств, если они по экономическим или политическим причинам отказались поставлять эти препараты в Россию.
После выхода материала в пресс-службе компании Celgene обратили внимание, что суд выдал лицензию не компании «Натива», а ее основателю Олегу Михайлову. «Суд принял решение о предоставлении принудительной лицензии патента Celgene Олегу Михайлову, который зарегистрировал на свое имя патент, защищающий одну из полиморфных форм леналидомида и являющийся зависимым патентом от «молекулярного» патента Celgene», — заявили в компании. Отдельно в Celgene подчеркнули, что судебное решение еще не вступило в силу. «Компания планирует обжаловать решение в срок и порядке, предусмотренном законодательством», — уточнили в пресс-службе.