Путин потребовал жестко спрашивать с владельцев шахт после ЧП в Кузбассе
Жизнь и здоровье шахтеров находятся под персональной ответственностью руководителей и собственников предприятий, и в случае нарушений с них нужно «жестко спрашивать по закону», заявил президент Владимир Путин в ходе совещания в связи с аварией на шахте «Листвяжная» в Кузбассе.
«Недопустимо злоупотреблять, эксплуатировать мужество людей, которые спускаются в шахты. Их жизнь, здоровье должны быть защищены — это персональная ответственность всех, кто участвует в организации производства. И руководителей предприятий, и представителей надзорных органов, и собственников — тех, кто в погоне за прибылью или по каким-то другим причинам пренебрегает безопасностью людей, подвергает смертельному риску. [С них] нужно спрашивать по закону, жестко», — сказал он.
Спрашивать нужно так же, как и «за соблюдение в шахтах, на всех объектах горнодобывающей отрасли правил техники безопасности, за надлежащее состояние оборудования и индивидуальных средств спасения», отметил президент.
Он сообщил, что будет проведена ревизия того, как были выполнены поручения, данные 11 лет назад после аварии на шахте «Распадская». «Речь тогда шла именно о системной работе по обеспечению безопасности на угледобывающих предприятиях, и сегодня проанализируем эти вопросы», — отметил он.
По словам президента, «здесь потребуются дополнительные шаги, в том числе экономического характера». «Конечно, нужно ужесточать ответственность за нарушение требований безопасности. Предусмотрен ряд административных наказаний, а наказания в виде приостановления деятельности не предусмотрено. <...> Необходимо уточнить ответственность за невыполнение требований по проведению дегазации и детализировать состав административных нарушений. Помню дискуссии о финансовой ответственности собственников. Подумать над этим точно нужно, нужно вернуться к обсуждению этого вопроса», — отметил он.
Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев доложил Путину, что после аварии на шахтах были выявлены сотни нарушений, но ни одно из них не было настолько серьезным, что потребовалась бы остановка производства.
«Мы сразу после аварии на шахте создали совместную рабочую группу, в которую вошли прокуратура, Ростехнадзор, представители полиции, администрации правительства Кузбасса. Она проверила все угольные шахты. Дальше идет проверка разрезов. Имеем более 600 нарушений, но они устраняются на месте, и нет ни одного нарушения, на основании которого можно было бы выписать предписание о приостановке работы шахты в связи с риском для работников шахты», — сказал он.
Глава Ростехнадзора Александр Трембицкий, в свою очередь, сообщил, что ведомство проверит работу спасательного оборудования и уже вызвало сотрудников с завода-производителя. Специалисты также проверят установки автоматической системы локализации взрывов, исследуют данные работы системы аэрогазового контроля и проанализируют срабатывание автоматических газовых систем.
В качестве основной причины аварии на шахте Трембицкий назвал взрыв метана. «Рассматриваются все возможные версии, но можно сделать вывод, что основная версия, что взрыв метановоздушной смеси произошел в подготовительном забое, причины будем выяснять», — сказал он.
Авария на шахте «Листвяжная» в Кемеровской области произошла 25 ноября. В результате случившегося погибли 46 горняков и пять спасателей, пострадали как минимум 96 человек.
По факту случившегося возбуждены два уголовных дела. Первое — о нарушении требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, которое повлекло по неосторожности смерть двух и более человек (ч. 3 ст. 217 УК). По нему проходят директор шахты, его заместитель и начальник участка. Второе дело заведено по статье о халатности. По версии следствия, за неделю до аварии инспекторы Ростехнадзора составили акты о проверке штрека (подземной горной выработки) без проведения работ. Все подозреваемые арестованы.
После аварии шахтеры и машинисты дизелевозов рассказали РБК, что руководство шахты заклеивало датчики, чтобы скрыть опасный уровень концентрации метана. Они передали корреспонденту РБК фотографии и видео датчиков из шахты, на которых видно превышение показателей в августе и ноябре.
Ростехнадзор пообещал проверить эти сообщения. В пресс-службе «Листвяжной», в свою очередь, заявили, что вскрыть датчики на шахте невозможно и даже для замены фильтров их отправляют на завод-изготовитель.
Шахта «Листвяжная» ведет добычу угля на Егозово-Красноярском месторождении в Беловском районе Кемеровской области. Владелец шахты — компания «СДС-Уголь», она занимает третье место по добыче и экспорту угля в России.
Согласно пояснительной записке к отчету «СДС-Угля» за 2019 год, 95% холдинга принадлежит Михаилу Федяеву, еще 5% — неназванному юридическому лицу.
Производственная мощность шахты составляет 5,2 млн т угля в год. Ее выручка в 2020 году составила 9,4 млрд руб. (на 11% меньше, чем годом ранее), чистая прибыль — 837 млн руб. (минус 82%).