Невзлин не будет мстить Сечину
Президент «Роснефти» Игорь Сечин в интервью немецкому изданию Der Spiegel обвинил одного из бывших совладельцев ЮКОСа Василия Шахновского во взяточничестве, а двух других — Михаила Ходорковского и Леонида Невзлина — в желании отомстить ему лично за развал нефтяной компании. Леонид Невзлин в интервью РБК опроверг слова Сечина о мести. Юристы отмечают, что слова президента «Роснефти» могли бы стать основанием для подачи иска по защите чести и достоинства.
В воскресенье в интервью немецкому изданию Der Spiegel президент крупнейшей российской нефтяной компании Игорь Сечин прокомментировал дело ЮКОСа. Месяц назад Гаагский арбитраж постановил, что Россия должна выплатить экс-акционерам ЮКОСа $50 млрд и компенсировать судебные издержки в $65 млн. В интервью Сечин заявил, что ЮКОС не «невинная жертва злобного агрессора».
Нелестно отозвался Сечин и о экс-совладельцах ЮКОСа, большая часть активов которой после банкротства перекочевала в «Роснефть». По его словам, в 1999 году, когда он занимал должность главы секретариата председателя правительства, один из акционеров нефтяной компании Василий Шахновский предлагал ему взятку. «Этого господина я тогда попросил из своего кабинета», —сказал Сечин. Досталось от главы «Роснефти» и другим экс-совладельцам ЮКОСа — Михаилу Ходорковскому и Леониду Невзлину. «Наши правоохранительные органы имеют информацию, что Ходорковский и Невзлин уже сейчас помышляют о мести, в том числе и мне самому», — добавил он. Представитель «Роснефти» на уточняющие вопросы РБК не ответил.
«Я и Ходорковский никогда не обсуждали месть по делу ЮКОСа никому и никакому Игорю Ивановичу», — заявил РБК Леонид Невзлин. «Знание таких подробностей в деле ЮКОСа говорит о том, что Сечин играл ведущую роль в конструировании полностью сфабрикованного дела против Пичугина и против меня», — сказал он.
При этом Невзлин отметил, что никакой реакции на эти обвинения с его стороны не последует. «Если у правоохранительных органов Российской Федерации есть информация о том, что я или Михаил Борисович занимаемся какой-либо противоправной деятельностью, они обязаны передать ее в правоохранительные органы тех стран, где мы находимся. И я, и Ходорковский хоть и живем в разных странах, но в цивилизованном мире, где подобные претензии решаются правовыми методами», — объяснил Невзлин.
Слова Сечина могли бы стать причиной подачи иска о защите чести и достоинства, говорит Сергей Зуйков, генеральный директор юридического бюро «Зуйков и партнеры». «Это актуально для Шахновского. Потому что его обвинили в конкретном преступлении», — поясняет он. Василий Шахновский от комментариев отказался.
Юрист отмечает, что оснований для удовлетворения аналогичного иска Ходорковского и Невзлина почти нет. Чтобы обвинить человека в распространении сведений, порочащих честь и достоинство, нужно, чтобы удовлетворялись одновременно три фактора: публикация сведений в СМИ, несоответствие действительности и порочащий характер высказывания. «Последнего в словах Сечина нет. Другое дело, что можно подать иск в суд Германии. И как он будет рассмотрен там, предположить сложно», — заключил Зуйков. Представитель Михаила Ходорковского не стал комментировать высказывания Сечина.