Правозащитники оценили уровень борьбы с пытками в России и Белоруссии
Правозащитные НКО группы стран — членов ОБСЕ представили результаты второго ежегодного исследования противодействия пыткам. Доклад предоставили РБК в фонде «Общественный вердикт» (признан иноагентом в России).
Индекс разработали члены рабочей группы по борьбе с пытками платформы «Гражданская солидарность» — это коалиция, объединяющая НКО из стран, входящих в ОБСЕ. В работе над исследованием 2021 года принимали участие российские «Общественный вердикт» (он разработал методологию и анализировал данные по всем странам) и «Комитет против пыток» (ранее одноименный комитет был признан иноагентом и объявил о закрытии, сейчас существует без образования юрлица), белорусский правозащитный центр «Весна» (лишен госрегистрации в Белоруссии), организации с Украины, из Армении, Киргизии, Казахстана, Польши и Молдавии.
Индекс складывается из показателей, разделенных на несколько блоков, которые отражают то, как власти реагируют на пытки. Среди них, например, такие, как наличие в открытом доступе информации о числе жалоб на пытки, доступность судебной статистики, наличие в УК страны специальной статьи о пытках, наличие процессуальных гарантий для задержанных (возможность сделать звонок, вызвать адвоката и т.д.) и то, как они исполняются, видеоконтроль в местах лишения свободы и следственных органах. Страны оцениваются по каждому из этих показателей, «вес» параметров в итоговом индексе разный.
Для индекса 2021 года методология была изменена. «После пилотного индекса прошлого года мы поняли, что в нем существенная часть вопросов относится к нормам и регулированию, а не к тому, как они реализуются на практике», — пояснила РБК руководитель «Общественного вердикта» Наталья Таубина.
При подготовке исследования использовались экспертные опросы адвокатов, прокуроров, судей, следователей, правозащитников об эффективности расследования сообщений о пытках, сказала РБК руководитель исследовательских программ фонда Асмик Новикова. Эти оценки в агрегированном виде составили отдельный индекс, а также учитывались при расчете основного индекса.
Максимальный среди исследованных стран показатель в 2021 году — у Украины: 161,1 балл. На это повлияло то, что в офисе генпрокурора Украины был создан департамент по борьбе с пытками, отметили в «Общественном вердикте»: правоохранительные органы «стали больше внимания уделять вопросам видеофиксации и организации хранения и доступа к архиваторам, а также чаще соблюдать процессуальные гарантии при задержании — дают звонить родственникам, информируют центры бесплатной правовой помощи, при помещении в изоляторы временного содержания обязательно опрашивают о жалобах на здоровье и в случае таковых вызывают скорые медпомощи, которые принимают решение, может человек содержаться или необходима госпитализация».
Прошлогодний лидер, Молдавия, опустилась на второе место — 122,21 балла. У Армении — 104 балла, у Польши — 82,67, у Казахстана — 27,25, у Киргизии — 23,08. В частности, индекс Казахстана повысился за счет того, что улучшилась ситуация с открытостью данных о числе жалоб на пытки — их стало можно получить по запросу в госорганы, пояснили авторы исследования.
После изменения методологии положение России в рейтинге ухудшилось по сравнению с прошлым годом: согласно исследованию, проведенному в 2020 году, ее индекс составлял 0,81 балла; в свежем исследовании — минус 27,97 балла.
Снижение российского показателя отчасти связано с уточнением методологии и появлением новых параметров, например, связанных с нормативной криминализацией пыток, эффективности мер по защите пострадавших, объяснила РБК Таубина. «Добавление новых разделов понизило положение России почти на 30 пунктов. У нас пытки не криминализованы в законодательстве, а в обновленном индексе вопрос криминализации пыток играет крайне существенную роль. По новому разделу о защищенности пострадавших у нас крайне низкие показатели». Речь о том, что в России пострадавшие от пыток сталкиваются с угрозами, давлением или даже уголовными делами о ложном доносе, а если пытки случились в местах изоляции, то «на человека обрушивается система дисциплинарных наказаний и унижений».
Кроме того, по ее оценкам, ухудшилась ситуация с гражданским контролем и открытостью данных. Если в прошлом году правозащитники смогли получить некоторую статистику по запросам в госорганы (например, о числе жалоб на пытки или следователей), то в этом году им пришли «ответы-пустышки».
Положение Белоруссии в рейтинге улучшилось, несмотря на процессы в отношении участников протестов против Александра Лукашенко и свидетельства пыток. Если ее прошлогодний индекс составлял минус 94,2 балла, то новый — минус 70,1.
«Это точно не стало результатом улучшения положения с правами человека. Причина этого — в несколько другом подходе к составлению индекса, это чисто технический результат. Я бы рассматривал индекс 2021 года автономно от предыдущего и смотрел бы на относительные показатели, сравнивая их между странами. Белоруссия осталась на глубоком дне и по сути никак не исправила недостатки, которые были отмечены в прошлом году», — сказал РБК юрист белорусского правозащитного центра «Весна» Павел Сапелко.
По его словам, в индексе не учитывались многие показатели, которые могли бы отбросить Белоруссию еще ниже — например, положение института адвокатуры. Считается, что участие адвоката служит определенной гарантией от применения пыток. Но в Белоруссии адвокат достаточно поздно допускается к подзащитному, и адвокатура не является свободным независимым органом, который может эффективно помогать, сказал Сапелко, приведя в пример историю с адвокатом Андреем Мочаловым, которого лишили членства в коллегии за рассказ в СМИ о пытках доверительницы. Он считает, что «государствам было бы полезно посмотреть оценки, которые даны правозащитниками, сравнить их по странам и понять, что каждый шаг в направлении борьбы с пытками улучшит имидж страны».