Правозащитники сообщили о пытках в подвале Мосгорсуда
В здании Мосгорсуда на Преображенке в помещении для ознакомления с материалами дел арестованные подвергаются пыткам и избиениям. Об этом изданию «Медиазона» рассказал представитель Общественной наблюдательной комиссии, юрист Комитета по предотвращению пыток Дмитрий Пискунов.
В подвальном этаже Мосгорсуда есть кабинет № 144, предназначенный для ознакомления арестованных с материалами дел. К одной из его стен прикреплены металлические кольца, подразумевается, что руку подследственного или подсудимого пристегивают к кольцу наручниками, оставляя свободной другую, чтобы они могли листать разложенные перед ними документы. Однако на деле эту конструкцию используют для пыток — в Общественную наблюдательную комиссию обратились несколько человек, которые рассказали, как конвоиры пристегивали их к кольцам и избивали или просто оставляли сидеть на корточках и с прикованной рукой на целый день.
Дмитрий Пискунов рассказал «Медиазоне», что получил анонимное сообщение в WhatsApp с фотографией пристегнутого в таком положении гражданина Узбекистана Камрона Усмонова, обвиняемого в разбойных нападениях. По его словам, фотография была сделана одним из сочувствующих ему конвоиров.
«Основное предназначение этих колец, как я понял, заключается не в том, чтобы подследственные знакомились с делами. Но их на несколько часов оставляют в позе немного облегченного «палестинского подвешивания», — в случае если конвоирам по каким-то причинам не понравился человек. Вообще, почти все рассказывают, что конвоиры в Мосгорсуде взрываются по любому поводу», — рассказал Пискунов.
Адвокат Усмонова Фируза Камолова сообщила, ее подзащитный видел еще одного такого пристегнутого, и что она написала несколько жалоб на конвойных в прокуратуру и суд. Положительного результата они не принесли, а когда сведения о жалобе Усмонова дошли до конвоя, ему стали угрожать и удерживать в таком положении по 8–9 часов в день.
Сообщения о наличии орудий пыток в здании Мосгорсуда не соответствует действительности, заявила РБК начальник отдела по связям со СМИ и общественностью Мосгорсуда Ульяна Солопова. «Таких помещений в Мосгорсуде нет. Те помещения, где содержатся люди под конвоем, используется исключительно конвоем, но не сотрудниками суда. Размещенное «Медиазоной» фото не отображает действительность — такой комнаты в суде нет, но в суде действительно есть комната для ознакомления, где стоят два стула и два стола. На уровне стола вмонтированы кольца, но исключительно для применения во время ознакомления (с документами. — РБК)», — сказала Солопова.
Ранее Солопова сообщила в своем комментарии «Медиазоне», что охраной арестантов занимается полиция, а «данные помещения, хотя и расположены в здании Московского городского суда, но используются только сотрудниками полиции, а не сотрудниками аппарата суда и не судьями». По ее словам, сотрудники полка охраны и конвоирования «не состоят в служебной зависимости и не подконтрольны судьям и руководству судов».
О том, что в здании Мосгорсуда конвоиры избивают задержанных и практикуют их пристегивание к стене, Пискунову также рассказал арестант СИЗО «Матросская Тишина» Денис Карелин. По его словам, 28 октября 2016 года его дважды избили в здании Мосгорсуда — во время обыска один из охранников оскорбил его, Карелин ответил, и завязалась потасовка. Во время слушания по своему делу Карелин сообщил о случившемся в суде, а после завершения заседания его отвели в кабинет № 144, где пристегнули наручниками к кольцу и оставили в таком положении не менее чем на полтора часа.
«Считаю такие действия конвоя недопустимыми», — писал в обращении к ОНК Карелин. В этот же день медики СИЗО-1 зафиксировали у него ушиб грудной клетки и ссадины на лице.
По словам Пискунова, в Комитет по предотвращению пыток и ранее поступали жалобы на пытки с наручниками и кольцами в 144-м кабинете на минусовом этаже Мосгорсуда. В 2015 году к правозащитникам с аналогичной жалобой обращалась 60-летняя Людмила Фадеева, которую обвиняли в мошенничестве. По ее словам, в этом кабинете ее также пристегнули к стене в положении с руками за спиной, избивали и обливали холодной водой, когда она потеряла сознание.
«Лично у меня зафиксированы три письменных обращения: одного из пострадавших неоднократно избивали, следующей мерой наказания стало пристегивание к крюку на долгое время. Еще 20 заключенных подтвердили мне, что их знакомые сталкивались с крюками в Мосгорсуде. Сейчас проводим дополнительные поиски свидетелей», — рассказал Пискунов РБК.
По инициативе Комитета по предотвращению пыток по факту избиения Фадеевой была проведена служебная проверка, с результатами которой юристов так и не ознакомили, ссылаясь на служебную тайну, указывает «Медиазона».
В пресс-службе ГУ МВД по Москве «Медиазоне» отказались прокомментировать сведения о пытках в конвойном помещении, посоветовав обратиться в Мосгорсуд.