Верховный суд смягчил приговор офицеру антикоррупционного управления МВД
Верховный суд изменил приговор бывшему оперативнику МВД Евгению Голубцову, который был осужден за превышение должностных полномочий при оперативной разработке нескольких чиновников Смоленской области, в том числе сити-менеджера Смоленска Константина Лазарева. В ближайшее время Голубцов будет этапирован в колонию, где проведет четыре года, решила коллегия ВС, передает корреспондент РБК из зала заседаний.
Голубцов работал в управлении «Б» (занимается преступлениями в бюджетной сфере) Главного управления по экономической безопасности и противодействию коррупции (ГУЭБиПК) МВД. Похожие уголовные дела возбуждены против целого ряда офицеров того же главка; фабулы большинства из них сводятся к провокации взяток и фабрикации материалов оперативной разработки чиновников и бизнесменов. Дело Голубцова стало первым из дел ГУЭБиПК, дошедшим до Верховного суда.
ВС рассматривал дело в апелляции — приговор Голубцову ранее вынес Смоленский облсуд, назначив ему наказание в размере пяти лет лишения свободы. Защита офицера сочла, что первая инстанция могла исказить обстоятельства дела для создания «видимости виновности» бывшего оперативника. Жалоба рассматривалась в закрытом режиме, поскольку дело имеет гриф «секретно». Верховный суд признал, что действия оперативника не имели тяжких последствий, и поэтому снизил ему наказание на один год.
По версии обвинения, Голубцов добился преследования двоих смоленских чиновников, отвечавших за ЖКХ, и сити-менеджера города Константина Лазарева. В 2011 году администрация Смоленска готовилась к празднованию 1150-летия города и объявила тендеры на подготовку к празднику. В этот период сотрудники МВД начали прослушивать директора смоленского МУП «Вычислительный центр ЖКХ» Виталия Ерофеева, который якобы требовал «откат» в размере 1% с бизнесмена Александра Леонова в конкурсе на работы. При этом подполковник Голубцов, который санкционировал своим подчиненным оперативные мероприятия, «явно превысил свои полномочия», считало обвинение. В итоге Ерофеева задержали за получение 5 млн руб. от Леонова, которого в дальнейшем следствие объявило агентом ГУЭБиПК.
После задержания Ерофеева офицер, по данным обвинения, пытался его использовать: он заставил его спровоцировать на получение взятки замглавы администрации Смоленска, начальника управления ЖКХ Николая Петроченко. В результате чиновник был задержан, после чего заявил, что откат предназначался главе города Константину Лазареву, а также что после его назначения сити-менеджером в администрации «сложилась негативная ситуация, связанная с разгулом коррупции и хищениями».
Лазарев также был задержан и в дальнейшем заявлял, что его преследование не было конечной целью сотрудников МВД: офицеры якобы пытались вовлечь его в провокацию против главы Смоленской области Сергея Антуфьева, писали «Известия». Как заявлял Лазарев в апреле 2014 года, к его разработке, кроме Голубева, были причастны руководитель ГУЭБиПК Денис Сугробов, начальник управления «Б» главка Иван Косоуров и оперативник Андрей Назаров. Косоуров и Назаров на тот момент уже были арестованы по другому громкому делу о преступном сообществе в ГУЭБиПК. Генерал Сугробов стал его фигурантом еще через несколько недель.
Проведя год в СИЗО, Лазарев был оправдан по делу о превышении полномочий, Петроченко за покушение на мошенничество получил три года условно, а дело против Ерофеева не дошло до суда — Следственный комитет закрыл его за отсутствием состава преступления.
Все трое стали потерпевшими по делу, возбужденному уже против подполковника Голубцова, который был задержан в июне 2014 года. Дело против него расследовалось отдельно от основного дела ГУЭБиПК; при этом в материалах следствия и обвинительном заключении он упоминался как участник преступного сообщества под руководством Сугробова. Однако Смоленский облсуд пришел к выводу, что офицер не был связан с группой Сугробова.