Рейтинг РБК: топ-30 самых популярных франшиз 2015 года
Франшиза в кризис
«Кризис — отличное время начать франчайзинговый бизнес. С одной стороны, кто-то теряет работу, а кто-то не видит перспектив у своего бизнеса и ищет новую сферу применения сил. С другой стороны, франчайзи стало проще договариваться с владельцами недвижимости, искать сотрудников. Спрос на франшизы растет», — говорит основатель сети «Додо Пицца» (8-е место в рейтинге) Федор Овчинников. По словам исполнительного директора Российской ассоциации франчайзинга Юрия Михайличенко, в 2015 году российский рынок франшиз вырос на 15% (ассоциация опросила представителей около 70 ключевых франчайзинговых сетей, насколько у их партнеров увеличилось количество заведений).
«Многие бренды, которые до кризиса не рассматривали франчайзинг как стратегию развития бизнеса и открывали только собственные точки, сейчас запускают франчайзинговые сети», — говорит гендиректор компании «Франкон» (консультант по франчайзингу), эксперт портала franshiza.ru Нина Семина. Показательный пример — McDonald's, который работает по франчайзингу во всем мире, а в России до недавнего времени открывал только собственные заведения, не доверяя российским предпринимателям. Но летом 2015 года американская сеть наконец продала свою первую российскую франшизу, передав кемеровскому ООО «Гид» право открывать рестораны сети в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях и на Алтае. В интервью Forbes президент McDonald's в России Хамзат Хасбулатов заявил, что будет привлекать новых франчайзи: в 2016 году компания рассчитывает открыть 60 новых ресторанов, в том числе вместе с партнерами.
На рынке появляется множество и не таких именитых новичков. Например, весной 2016-го стартовали продажи франшизы одежной сети Fashion House, сети магазинов электронных сигарет Vape Flava, букмекерской конторы FonBet, интернет-афиши TimeOut, сети магазинов дизайнера Беллы Потемкиной; на стадии запуска франшизы скидочного сервиса Biglion, такси 2412 и другие. Сеть магазинов товаров по одной цене «Заодно», совладельцем которой летом прошлого года стал Владимир Потанин, запустила программу франчайзинга в декабре 2015 года. «У нас антикризисное предложение, а быстро открывать магазины по всей стране своими силами невозможно», — рассказывает директор по франчайзингу сети Дмитрий Першиков. Весной у сети из более чем 70 магазинов появилось уже шесть франчайзи.
Лидеры и новички
Эксперты портала Franshiza.ru относят к самым конкурентным сегментам рынка, например, сферу общественного питания и медицинские услуги. Но это не мешает франчайзи в этих сегментах активно развиваться. Например, в топ-10 рейтинга попали крупные сети медицинских центров «Инвитро» и «Гемотест лаборатория», кафе Subway и «33 пингвина».
Тем не менее первые три позиции в рейтинге РБК заняли франчайзеры из других сфер: разработчик и продавец ПО «1С», справочная система «КонсультантПлюс» и сеть магазинов косметики Yves Rocher. Все три компании работают в России с начала 1990-х, у них проверенные бизнес-модели и большие партнерские сети. Обратная сторона популярности — сильная конкуренция между франчайзи. Основатель «1С» Борис Нуралиев признает, что компания не форсирует появление новых партнеров: «Мы занимаем довольно большую часть рынка, и конкуренция здесь как соль в супе: чтобы суп был съедобный, ее должно быть не слишком много и не слишком мало».
Есть в первой десятке и более молодые компании. Например, предприниматель из Сыктывкара Федор Овчинников открыл первую пиццерию «Додо Пицца» в 2011 году, а франчайзинг начал развивать только в 2013-м. Сейчас в его сети уже более ста пиццерий, работающих не только в России, но и в Литве, Эстонии, Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Румынии и США. На конкурентном и насыщенном рынке общепита Овчинников предложил своим франчайзи облачную информационную систему «Додо ИС», которая позволяет автоматизировать бизнес пиццерии.
Многие франчайзеры адаптируют условия и франшизы к кризисным временам. Например, Fashion House отдает одежду на реализацию, а предпринимали экономят на оборотном капитале. Многие снижают первоначальные взносы, начинают продавать франшизы в небольшие города России и страны СНГ. «Можно говорить о том, что рынок франчайзинга сейчас это рынок покупателей франшиз, именно они диктуют условия. Как правило, потенциальные предприниматели оставляют несколько заявок на конкурентные франшизы и долго выбирают лучшие предложения, уговаривая на скидки и лучшие условия», — говорит Нина Семина.
Как мы считали
Понятие «франчайзинг» в российском законодательстве отсутствует. Для создания франчайзинговых сетей используются разные юридические формы — агентские и лицензионные соглашения, договоры поставки и многое другое. Но единственный формат, юридически идентичный договору франчайзинга в зарубежных странах, — договор коммерческой концессии (ДКК), говорит Нина Семина из компании «Франкон». Он наиболее широко и подробно регулирует отношения франчайзера и франчайзи, защищает интересы обеих сторон, позволяет передать целый комплекс исключительных прав, а также установить возможность определенных ограничений (например, по ценам и конкуренции), поясняет она.
По оценке Семиной, ДКК охватывают порядка 50% рынка франшиз, но только их можно называть «чистым франчайзингом». «Если компания хочет развивать франчайзинговый бизнес всерьез, рано или поздно она начинает использовать ДКК», — согласна руководитель правового департамента компании «Делошоп» (разрабатывает и продает франшизы) Лариса Матюшенкова.
Все ДКК в обязательном порядке регистрируются в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент). РБК запросил в Роспатенте информацию о 200 самых популярных товарных знаках, по которым были зарегистрированы ДКК в течение 2015 года, а также данные о расторгнутых за год договорах по этим знакам и общем количестве договоров каждой компании с франчайзи на конец 2015 года. Иногда компании регистрируют в одном договоре сразу несколько наименований торговых марок (например, INVITRO и ИНВИТРО), в таком случае мы брали самое популярное наименование.
Из крупных сетей в рейтинг не вошли франчайзи сотовых операторов. Как объяснял РБК руководитель направления франчайзинга и развития дилеров Tele2 Николай Колесников, в случае использования ДКК бизнесмен должен закупать сим-карты и продавать их от своего имени, а это невозможно: право оказывать услуги связи имеют только сотовые операторы. Поэтому телеком-компании обычно используют агентские соглашения.