День рождения с автоматом в руках и новый марш к резиденции Лукашенко
Как протестующие в Минске поздравили президента
Новая тактика силовиков
Начало акции, как и в прошлое воскресенье, было намечено на 14:00 на площади Независимости, однако в этот раз силовики поставили вокруг площади ограждения и заблокировали к ней все подходы. За несколько минут до начала ГАИ перекрыла проезжую часть проспекта для всех, кроме спецтехники, — на тротуарах начали скапливаться люди, вскоре их стало несколько тысяч. Здесь силовики прибегли к той же тактике, что и накануне на женском марше. Пока людей на проспекте Независимости было немного и они не выходили на проезжую часть, по проспекту ездили автозаки, из которых время от времени выпрыгивал ОМОН и задерживал несколько человек — в основном тех, кто был с бело-красно-белыми флагами.
Через некоторое время после начала несколько десятков женщин вышли на проезжую часть проспекта, образовали сцепку и пошли в сторону от перекрытой площади, за ними последовали остальные. Силовики оказались в меньшинстве, а их ряды были разорваны протестующими. Около трех часов дня группа протестующих после очередного задержания начала качать «бусик» (так в Белоруссии называются минивэны без опознавательных знаков и номеров с силовиками внутри).
Тогда силовики поменяли тактику: спецтехника покинула запруженный людьми проспект и уехала за выстроенное ранее оцепление. Группу в несколько сотен протестующих, которые стояли ближе всех к площади Независимости, закрыли с двух сторон: со стороны площади их стала медленно выдавливать сплошная колонна спецтехники, включая водометы и машины «Рубеж», а со стороны Октябрьской площади стояла в несколько шеренг цепь из военнослужащих — все выходы с проспекта также были перекрыты силовиками.
Это был самый напряженный эпизод всей акции — в какой-то момент в квадрате 40 на 40 метров оказались заперты несколько сотен человек. Тогда они начали скандировать «мы без оружия» и призывать силовиков перейти на сторону народа. Женщины вставали в сцепки перед военными, несколько человек легли на проезжую часть, другие сели. Вскоре в оцепленный квадрат зашли бойцы ОМОНа, начались задержания тех, кто отказывался покидать проезжую часть и перейти на тротуар, и молодых людей с бело-красно-белыми флагами. Вскоре неожиданно цепь военных покинула проспект и дала воссоединиться протестующим. «Оставайтесь с нами!» — кричали им женщины. Один из военных спокойно бросил через плечо: «Домой хочется».
Воссоединившись, толпа пошла к стеле «Минск — город-герой». Напряжение первого часа акции спало окончательно. Это было заметно как по протестующим, так и по силовикам. В начале акции они стояли с щитами в боевых позах, закрывая лица, а сейчас опустили их на землю и лениво облокотились. Музей Великой Отечественной войны и стела «Минск — город-герой», как и в прошлые выходные, были окружены военными и колючей проволокой.
«Поздравления» для президента
Белорусские протесты последние три недели постоянно обрастали все новым контекстом. Главным источником лозунгов для этой акции стал день рождения президента Александра Лукашенко и комментарии, которые он отпускал по отношению к протестующим в прошлое воскресенье. «Сам ты крыса!» — скандировала толпа, двигаясь к стеле. Во время прошлой акции, облетая протестующих на вертолете, Лукашенко бросил: «Разбежались, как крысы». «Дайте Саше вертолет!.. Выйди — посчитай!.. Как ощущения?..» — также скандировала толпа.
Тема возможного российского вмешательства, об условиях которого Владимир Путин сообщил 27 августа, на митинге почти отсутствовала, за исключением единичных плакатов.
Достигнув стелы, толпа постояла несколько минут и двинулась к Дворцу независимости — рабочей резиденции президента, — где ее, как и в прошлый раз, ждало оцепление. В прошлое воскресенье это направление движения протестующим казалось смелым и неожиданным, поэтому дошли в итоге далеко не все, а те, кто дошел, встали в нескольких десятках метров от силовиков. Сейчас же протестующие увереннее и гораздо большим числом пошли к Дворцу независимости и встали вплотную к оцеплению. В узкой, в несколько метров, полосе между митингующими и вооруженными силовиками появилась член координационного совета оппозиции Мария Колесникова с мегафоном и стала просить отойти от кордона на десять метров. Между призывами она показывала ОМОНу за заграждением руками сердце. «Ваш начальник выйдет со мной разговаривать? — обращалась Колесникова к силовикам. — Берегите себя, ребята! Мы вас спасем».
В авангарде протестующих, в первой линии, встали высокорослые белорусские спортсмены с растяжкой: «Спортсмены с народом». Среди них были баскетболисты национальной сборной Никита и Егор Мещеряковы, Елена Левченко и другие. В нескольких метрах лежала огромная кукла таракана — ее сюда пронесли через весь город. Протестующие поодиночке стали подходить к ограждению резиденции и закреплять между прутьями забора плакаты с «поздравлениями» Лукашенко и похоронный венок. Когда митингующие отпускали в воздух связки воздушных шариков, почти каждый раз это сопровождалось шутками про белорусское Минобороны, перехват шаров из Литвы и смехом. Неделей ранее Минск сообщил о попытке нарушить воздушное пространство республики с литовской стороны: «провокация» произошла близ деревни Волковщина приграничного Ошмянского района. «С сопредельной территории был запущен зонд из восьми воздушных шаров с антигосударственной символикой», — сообщили в ведомстве.
Ближе к 18:00 до проспекта, где стояли протестующие, добралась пришедшая из-за Дворца независимости грозовая туча. Начался мощный ливень, он заставил многих протестующих спрятаться под деревьями и зонтами, большинство покинули проспект. Когда у оцепления остались несколько десятков человек, к ним в окружении десятка вооруженных автоматами военных вышел помощник президента по общим вопросам Николай Латышенок. Под проливным дождем он более 20 минут общался с небольшой группой оставшихся участников акции. Латышенок признал, что «сейчас» против Лукашенко настроены 20–30% (по данным ЦИК, президент одержал победу с 80,1% голосов). Но и с этой пропорцией собравшиеся не согласились. «Мы с вами как в параллельных мирах находимся!» — кричали ему. Особо настойчивая женщина, которая, по ее словам, работала наблюдателем, требовала обнародовать бюллетени. Люди интересовались, будет ли президент общаться с оппозицией. «Нет, — ответил Латышенок и добавил: — Только с инициативными группами». Какими именно, он не указал. Лукашенко на неделе заявлял о готовности вести переговоры с представителями студентов и рабочих.
Примерно в это же время пресс-секретарь главы государства Наталья Эйсмонт, отвечая на вопрос «РИА Новости», где сейчас президент, прислала его фотографию: на ней Лукашенко идет на фоне Дворца независимости и так же, как и в прошлый раз, в черном разгрузочном жилете и с автоматом.
Латышенка еще спрашивали, почему так жестко в первые дни протеста действовал ОМОН. «Мы мирные, не как американцы!» — кричали ему. Помощник президента ответил, что силовики так действовали, потому что протестующие строили баррикады и мешали другим жителям. Но его слова сразу встречали возражения. Вскоре Латышенок ушел. На этом акция закончилась. Но по проспекту Победителей еще полчаса продолжали ездить «бусики» с силовиками: время от времени они останавливались, демонстративно открывали двери и пугали (но не задерживали) людей с бело-красно-белыми флагами.
МВД сообщило, что за день в Минске были задержаны 140 человек. Официальную оценку численности участников ведомство не дало. По оценкам журналистов, в акции могли принять участие до 100 тыс. человек.
Акций сторонников президента Лукашенко в столице в воскресенье не проводилось. Они прошли накануне: завершился автопробег «За единую Беларусь!», а 28 августа у стадиона «Минск Арена» состоялся митинг с участием спортивных чиновников и спортсменов. Сын президента Виктор Лукашенко (помощник президента по национальной безопасности, входит в состав Совета безопасности, первый вице-президент Национального олимпийского комитета) принял в нем участие, призвав всех «поразмыслить хорошо, подумать и прийти к правильному мнению».
Митинги сторонников продолжатся 31 августа: в последние годы именно этот день Александр Лукшаенко считает своим днем рождения, который отмечает вместе с младшим сыном Николаем. Лукашенко-старшему исполнилось 66 лет, сыну будет 16.