В Москве опровергли приостановку переговоров по «Турецкому потоку»
Москва и Анкара не прекращали переговоры по строительству «Турецкого потока». Об этом заявил глава Минэнерго Александр Новак, передает Интерфакс. «У нас нет никаких официальных заявлений или обращений с турецкой стороны. Мы продолжаем работу по межправсоглашению, и, насколько я знаю, турецкая сторона также продолжает рассматривать этот проект», — заявил министр.
Накануне о заморозке переговоров сообщил Reuters со ссылкой на источник в официальных кругах Турции. Собеседники агентства объяснили это двумя причинами. Первой из них стало отсутствие договоренности о предоставлении Анкаре скидки на российский газ. В феврале этого года о скидке в размере 10,25% за газ объемом поставки 28–30 млрд куб. м говорил министр энергетики Турции Танер Йылдыз.
По словам Новака, Россия и Турция смогли согласовать размер скидки. «По нашей информации, договоренность о скидке на газ между «Газпромом» и Botas достигнута. Скидка составит 10,25%», — заявил глава Минэнерго. При этом он подчеркнул, что стороны еще не подписывали никаких документов по скидке.
Министр также прокомментировал возможный визит российской правительственной делегации в Турцию. «Если будет такая поездка, конечно, рассмотрим. Но это вопрос не ко мне, а к протоколу правительства», — пояснил Новак.
Комментируя информацию о возможном визите в ближайшее время российской правительственной делегации в Турцию для обсуждения этих вопросов, он сказал: «Если будет такая поездка, конечно, рассмотрим. Но это вопрос не ко мне, а к протоколу правительства».
По сведениям собеседников Reuters, еще одной причиной возможной приостановки переговоров является позиция Москвы, которая предлагает строительство четырех ниток газопровода суммарной мощностью 63 млрд куб. м в год. Анкара настаивает на создании одной нитки, необходимой самой Турции.
В пятницу в разговоре с РИА Новости посол Турции в России Умит Ярдым заявил, что вариант прокладки одной нитки «Турецкого потока» рассматривается сторонами. «В первую очередь нас интересует тот трубопровод, который пойдет в Турцию. Это тот газ, который будет потребляться Турцией, — сказал дипломат. — Сейчас мы покупаем российский газ через Украину. Если мы сделаем эту линию, то будем получать не оттуда, а напрямую с этой линии. Конечно, если газ будет приходить к нам из России напрямую, нас это устроит».
Ярдым также отметил, что цена на газ не является решающим фактором на российско-турецких переговорах. «Да, такой фактор существует. У Турции есть свои понятия о ценах, и Турция сказала российской стороне о своей позиции. Но это маленькая часть той массы вопросов, которые мы обсуждаем», — отметил дипломат. Он подчеркнул, что «нельзя сказать, что турки и русские не договорились о цене и проект не реализовался».
Дипломат подчеркнул, что переговоры Москвы и Анкары не зашли в тупик. «Я не думаю, что переговоры зашли в тупик, они продолжаются», — отметил он. По словам Ярдыма, на сегодняшний день официальные переговоры по «Турецкому потоку» не начались. «Но есть контакты, которые направлены на проведение предварительной работы. Поскольку проект объемный, нам предстоит провести подготовительную работу в различных плоскостях. <…> На этом этапе говорить, что реализация проекта отстает от графика по какой-то причине, некорректно», — объяснил посол.
«Турецкий поток» должен обеспечить поставки российского газа на запад Турции и на юг Европы в обход Украины. Этот проект был инициирован после отмены «Южного потока». Москва и Анкара начали работу над межправительственным соглашением по этому вопросу в прошлом декабре, однако оно до сих пор не было подписано. Премьер-министр России Дмитрий Медведев объяснял это тем, что в Турции не сформировано правительство.
На этой неделе глава Минэнерго Александр Новак предупредил о риске затягивания сроков строительства первой нитки «Турецкого потока». По его словам, это произойдет в случае задержки с подписанием межправительственного соглашения.
В начале июля дочерняя компания «Газпрома» South Stream Transport расторгла контракт с итальянским подрядчиком Saipem на строительство первой нитки газопровода «Турецкий поток». В компании объяснили это «невозможностью достичь соглашения по многим рабочим и коммерческим вопросам реализации проекта».