Армения назвала действия Азербайджана угрозой для Евразийского союза
Президенты пяти стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) прибыли в резиденцию президента Казахстана в центре Астаны для участия в саммите ЕАЭС. В союз входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия.
Азербайджан угрожает ЕАЭС
В апреле, накануне встречи глав правительств ЕАЭС между странами-участницами союза, появились разногласия. Из-за столкновений в Нагорном Карабахе Казахстан при поддержке Белоруссии принял решение перенести запланированную на 8 апреля встречу. Она состоялась спустя пять дней в Москве. Это решение подорвало авторитет организации, говорил президент Армении Серж Саргсян в апреле на встрече с российским премьером Дмитрием Медведевым.
На расширенном заседании ЕАЭС в Астане во вторник Саргсян заявил, что проблемы безопасности отражаются на экономической привлекательности союза. Интеграционное объединение, по его словам, может быть успешно лишь в безопасной среде.
«Эскалация Азербайджаном в начале апреля ситуации стала серьезным вызовом безопасности пространства ЕАЭС. Риск очевиден. Либо пространство будет рассматриваться как зона стабильности и безопасности, куда можно инвестировать, либо все будут исходить из того, что здесь очаги раздора и конфликта», — предупредил Саргсян. Но никто из других глав государств его в этом обсуждении не поддержал.
Общий рынок углеводородов
Участники дискуссии пришли к выводу, что сотрудничество ЕАЭС с Европейским союзом, Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), АСЕАН и Китаем должно обеспечить экономическое развитие. Назарбаев предложил провести международную конференцию ЕАЭС и ЕС, и Путин поддержал его инициативу. Такая конференция планируется на осень, однако уверенности в том, что она состоится, до сих пор не было, говорил ранее высокопоставленный источник РБК в МИДе.
Из-за украинского кризиса переговоры по теме сотрудничества двух союзов практически заморозились. Украинская тема была одной из центральных на предыдущем саммите в Москве в конце прошлого года, но на саммите в Астане украинский вопрос не обсуждался, утверждает один из участников обсуждений.
Помимо установления сотрудничества с ЕС президенты поддержали необходимость начала переговоров с Китаем. По словам вице-премьера правительства России Игоря Шувалова, для начала будут исследованы нетарифные барьеры на пути торговли, чтобы они отменялись и уходили в прошлое.
Помимо Китая в качестве возможных торговых партнеров ЕАЭС президенты упоминали Сингапур, Камбоджу и Иран. Единственной страной, создавшей зону свободной торговли с союзом, стал Вьетнам. Но из стран ЕАЭС соответствующее соглашение ратифицировали только Москва и Астана. Саргсян обещал, что парламент Армении завершит процедуру ратификации на следующей неделе.
Первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов заявил, что лидеры стран ЕАЭС одобрили концепцию общего рынка углеводородов. «Документы рождались сложно. Следующая фаза — подготовка межправсоглашения», — сообщил он. Путин в выступлении выражал уверенность, что новый рынок заработает к 2025 году. Лукашенко обращал внимание, что от концепции до принятия в ЕАЭС обычно проходит много времени.
Проблемы интеграции
Президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал основные проблемы интеграции, которые в его изложении не меняются из года в год. В частности, увеличение товарооборота сдерживают многочисленные ограничения в торговле, говорил он. Общий рынок лекарственных изделий заработает в этом году, а число торговых ограничений сокращается, парировал Путин. Многие ограничения уже отменены, еще несколько будут отменены в этом году, сказал он.
Кроме того, не решена проблема, как действовать, если одно государство вводит меры защиты в отношении третьих стран, рассказал Лукашенко. Россия ввела ограничения в отношении Украины и Турции, но партнеры по ЕАЭС не пошли на это. Не заработал общий рынок лекарств и медицинских изделий, «дальше разговоров дело не пошло», констатировал белорусский лидер.
Начав с положительных результатов для вступившей в союз год назад Киргизии (отменены пограничные процедуры на границе с Казахстаном, улучшено положение мигрантов в России), президент Алмазбек Атамбаев тоже перешел к минусам, указав на проблемы с применением единого железнодорожного тарифа и эмбарго со стороны Казахстана на поставки киргизского картофеля. При этом он завершил свою речь на позитивной ноте, отметив, что союзу всего два года, а без проблем «молодой организм» не развивается.
На встрече с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым Путин сказал, что от союза не ждут «никаких волшебных средств», но он может помочь «преодолеть текущие сложности».
Согласно данным Евразийской экономической комиссии совокупный ВВП стран — членов ЕАЭС в январе—сентябре 2015 года составил $1,1 трлн, снизившись по сравнению с аналогичным периодом 2014-го на 3%. Объем промышленного производства в 2015 году также сократился (на 3,4%, до $907,1 млрд). По итогам 2015 года объем взаимной торговли государств — членов ЕАЭС составил $45,4 млрд, что на 25,8% меньше, чем в 2014-м. Объем внешней торговли в 2015 году по сравнению с 2014-м сократился на 33,6%, до $579,5 млрд, в том числе экспорт товаров составил $374,1 млрд, импорт — $205,4 млрд.