На пути к «советской» модели: что изменят в Армении парламентские выборы
Новая система
Парламентские выборы 2 апреля станут первым этапом перехода от президентской к парламентской республике. Изменение государственного устройства было одобрено на референдуме 6 декабря 2015 года. Полномочия премьера будут усилены, а утверждать его кандидатуру будет победившая партия или коалиция партий. Изменится и процедура избрания президента — следующего главу государства (после истечения в феврале 2018 года полномочий действующего президента Сержа Саргсяна) изберет парламент. Согласно новой редакции Конституции, полномочия следующего президента будут исключительно представительскими.
Как выбирать будут
Парламентские выборы пройдут по новым правилам: впервые будет применена исключительно пропорциональная система. ОБСЕ в предварительном отчете по выборам указывает на сложность процедуры избрания депутатов: минимум 101 депутат будет избран через двухуровневую пропорциональную систему. Для партий установлен проходной барьер в 5%, для партийных блоков — 7%. Четыре места зарезервированы для национальных меньшинств — езидов, русских, ассирийцев и курдов. При этом помимо общегосударственных партийных списков в 13 избирательных округах республики будут представлены территориальные (рейтинговые) списки баллотирующихся в парламент представителей партий и блоков. Если стабильного большинства в парламенте не будет сформировано спустя шесть дней после подведения окончательных результатов, должен быть проведен второй раунд голосования по спискам двух лидирующих партий.
Президент Армении Серж Саргсян заявил 31 марта, что есть предпосылки для проведения «хороших выборов». Изменения Конституции эксперты связывали с желанием Саргсяна остаться у власти. Он говорил, что после истечения второго срока нарушать установленный основным законом запрет на третий срок не будет.
О необходимости конституционной реформы Саргсян заговорил после выборов 2013 года, на которых он столкнулся с неожиданно серьезной конкуренцией — его главный соперник, лидер партии «Наследие» Раффи Ованнисян набрал почти 37% голосов. После этого команда Саргсяна задумалась, как обеспечить преемственность власти, обращает внимание в обзоре для Московского центра Карнеги доцент РГГУ Сергей Маркедонов.
Прежние лидеры и темы
Саргсян — лидер Республиканской партии Армении, которая имеет большинство в парламенте с 1999 года. Помимо нее в выборах участвуют еще четыре партии: «Свободные демократы», «Армянское возрождение», Армянская революционная федерация Дашнакцутюн и Коммунистическая партия, а также четыре блока — «Елк» (арм. «выход»), «Царукян», «Оганян — Раффи — Осканян», Армянский национальный конгресс — Народная партия Армении (Конгресс-АНК). Новичками кампании являются «Елк» и объединивший бывших министров обороны и иностранных дел блок «Оганян — Раффи — Осканян».
Новые участники кампании и «Свободные демократы» выступают за углубление связей Армении с Западом. Представители «Елк» выступали против присоединения Армении к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). «Свободные демократы» призывают к выходу из ЕАЭС и развитию отношений с ЕС. Однако шансы на прохождение в парламент, по данным опроса российского ВЦИОМа, проведенного по заказу армянской телекомпании «Шант», имеет только «Елк», за который собирались голосовать 8% опрошенных.
Лидируют, по опросам, две политические силы — Республиканская партия и блок «Царукян». Рейтинг партии президента накануне выборов был 21%, у «Царукяна» — 22% (по данным ВЦИОМа). Республиканцы и представители блока «Царукян» пока не комментировали возможность объединения в парламенте.
Блок «Царукян» возглавляет бывший лидер партии «Процветающая Армения», бизнесмен Гагик Царукян. «Процветающая Армения» — вторая по численности в нынешнем парламенте партия (37 мест) и до 2015 года была в коалиции с РПА. Однако два года назад Царукян и президент Саргсян начали публично критиковать друг друга, а партия перешла в оппозицию.
У Республиканской партии и блока «Царукян» большие возможности и ресурсы, в том числе финансовые и административные, объясняет их популярность директор армянского аналитического центра «Глобализация и региональное сотрудничество» Степан Григорян. Избиратели склонны их поддерживать, так как видят, что они лидируют по опросам и не хотят терять голос, голосуя за менее популярные партии, указывает Григорян. Оппозиция, по замечанию эксперта, не смогла привлечь на свою сторону протестный электорат, в том числе молодежь, которая участвовала в акциях 2016 года.
Одной из основных тем предвыборной кампании стала борьба с бедностью и безработицей. В Армении самая высокая безработица на всем постсоветском пространстве — 18%. Блок «Царукян» обещает пересмотреть действующую систему пособий и пенсий, а также установить минимальную зарплату в размере 80 тыс. драмов (примерно 9000 руб.). Правящая РПА обещает пересмотреть системы минимальных социально-трудовых гарантий и зарплаты с целью совершенствования инвестиционной среды и условий стабильной занятости. Блок Армянский национальный конгресс — Народная партия Армения предлагает за пять лет установить средний размер пенсии на уровне 40% от заработной платы, а также ликвидировать обязательную накопительную пенсионную систему. Блок «Елк» обещает увеличить пенсии (на 20%) и зарплаты работников бюджетных учреждений. Остальные партии дают расплывчатые обещания улучшить качество жизни без уточнения конкретных показателей.
Политический переход
Судя по данным ВЦИОМа, ни одна из партий не получит достаточного большинства, для того чтобы сформировать правительство в одиночку. Однако, по мнению эксперта Григоряна, Республиканская партия может набрать более 50% голосов. В этом случае она утвердит премьером действующего председателя правительства Карена Карапятена, что уже было обещано, говорит Григорян. Российский эксперт-кавказовед Александр Скаков, однако, уверен, что в парламент также пройдет партия Дашнакцутюн, которая всегда была в коалиции с правящей партией и снова войдет в альянс. Представитель блока «Царукян» Наира Зограбян исключила возможность объединения с Республиканской партией. С возможным кандидатом в премьеры в партии еще не определились; возможно, что в случае получения большинства в парламенте премьером станет сам Гагик Царукян.
В победе Республиканской партии не сомневается независимый депутат Заруи Постанджян. Она напоминает, что Центризбиркому были представлены доказательства применения административного ресурса со стороны партии: директора школ, по утверждению блока «Оганян — Рафии — Осканян» составляли списки избирателей, готовых поддержать РПА. ЦИК, однако, не увидел систематических нарушений и злоупотреблений административным ресурсом в ходе прошедшей кампании.
Если Республиканская партия получит в парламенте серьезное преимущество, то создаваемая в Армении политическая система может пойти по пути «советской», когда лидер правящей партии становится лидером страны, занимая только партийный пост; поэтому Сержу Саргсяну после истечения президентских полномочий для сохранения власти не обязательно становиться премьером, считает Григорян.
На внешнюю политику Армении исход выборов никак не повлияет, уверен эксперт Александр Скаков. Нет никакой разницы во взглядах лидеров опросов на отношения к России, поясняет он. Важность стратегического союза между Москвой и Ереваном президенты Владимир Путин и Серж Саргсян подтвердили 15 марта на переговорах в Кремле. Тогда же Путин пожелал Саргсяну успешного проведения выборов.