Партия регионов может отказаться от президентских выборов
Противники "регионалов", по словам Добкина, хотят сорвать его кампанию и голосование в целом. Правда, выход кандидата Партии регионов из кампании может оказаться единственным шансом сохранить лицо в предстоящих политических баталиях.
Отток депутатов из парламентской фракции "регионалов" начался еще до смены власти на Украине в феврале этого года. Тогда парламентарии уходили, объясняя это несогласием с тем, как подавлялись протесты в Киеве и других городах страны. После того как президент Виктор Янукович бежал в Россию, "дезертирство" среди "регионалов" приняло массовый характер (к середине апреля из более чем 200 депутатов фракции ПР в Верховной раде остались только 107).
Традиционно считавшаяся до последнего времени пророссийской политической силой ПР, представляющая в первую очередь интересы бизнес-элит юго-востока Украины, серьезно подорвала к себе доверие Кремля после харьковского съезда в феврале. На этом мероприятии было заявлено об отказе подчиняться новому украинскому правительству, но прямого вызова Киеву "регионалы" не бросили. Зато именно этот съезд выдвинул в первые лица партии Добкина, который в итоге оттеснил топовых "регионалов" - зампредседателя партии Сергея Тигипко и главу парламентской фракции ПР Александра Ефремова.
Через месяц, 29 марта, на внеочередном съезде в Харькове ПР провела чистку рядов, которая должна была символизировать обновление партии и разрыв всех отношений с органами исполнительной власти при Януковиче. Беглый президент был обвинен бывшими соратниками во всех грехах: и в провале борьбы с революционным Майданом и "бандеровцами", и в неисполнении предвыборных обещаний 2012г. (речь идет о децентрализации власти и присвоении русскому языку статуса второго государственного). Съезд лишил членства в ПР и самого Януковича, и его ближайших соратников. На нем же Добкин был избран кандидатом в президенты (о своей предвыборной программе, а также о том, почему люди захватывают администрации, кто забрасывает кандидатов яйцами и как Украину можно вывести из кризиса, Михаил Добкин рассказал в середине апреля в интервью РБК ).
К тому моменту партию уже покинули 400 тыс. из полутора миллионов ее членов по всей Украине. А 6 апреля были опубликованы рейтинги, согласно которым Партия регионов едва проходила в парламент: голосовать за нее готовы были только 6% опрошенных при проходном барьере в 5%. Поддержка "регионалов" за два года сократилась в пять раз (30% на выборах 2012г.). На следующий день последовали новые исключения из ПР: Сергей Тигипко, Олег Царев и Юрий Бойко были изгнаны из партии, поскольку выдвинулись в президенты, составив конкуренцию официальному кандидату от "регионалов".
"Мне не по пути с сепаратистами, с прогнившими аппаратчиками и жульем, которые захватили руководство в партии", - прокомментировал решение съезда Тигипко. Бойко же попенял бывшим однопартийцам, что те "не сделали никаких выводов из ошибок", а сейчас строят партию "по принципу закрытого акционерного общества". Люди, о которых говорит Бойко, - политическая и бизнес-элита Донецкой области, фактическим руководителем партии стал Борис Колесников - выходец из окружения миллиардера Рината Ахметова, он был избран исполнительным секретарем президиума политсовета.
По мнению Тигипко, если "регионалы" и переживут президентские выборы, то только "в качестве маргинальной партии", которая будет говорить исключительно с позиций донецких и луганских "сепаратистов". При реализации этого сценария ПР можно будет сравнить с Прогрессивной социалистической партией Украины Натальи Витренко. В свое время ПСПУ, ратовавшая за сближение с Россией, имела собственную фракцию в Раде, а Витренко на президентских выборах 1999г. набрала 10,97% голосов, заняв четвертое место. Ныне эта партия довольствуется нулевыми рейтингами и фактически свернула свою деятельность.
Для Ахметова, если он по-прежнему будет делать ставку на ПР, политологи рисуют два варианта событий: ему придется либо идти по пути радикализации партии, как это предсказывает Тигипко, либо сместиться ближе к новому политическому центру, который сейчас представляет партия "Батькивщина". В том, что Ахметов выберет второй путь, уверена, в частности, Юлия Тимошенко. Комментируя заявления руководителей "регионалов", выступивших против раскола страны, она назвала это "первым шагом к взаимопониманию". Когда ПР говорит о том, что "федерализация недопустима, что это раскол страны", то это "в том числе позиция Ахметова", уверена Тимошенко.
Но большинство наблюдателей указывают на явное желание ПР оседлать протесты на юго-востоке. 16 апреля в Донецке состоялся съезд Партии регионов, на котором были оформлены требования "регионалов" к власти: они были представлены как поддержанные всеми участниками протестов на юго-востоке.
"Полпреды Ахметова активно поддерживают сепаратистов и "зеленых человечков" - и явно не по личным убеждениям. Владислав Лукьянов в Харцызске чуть ли не руководит захватом горсовета, Николай Левченко, глава донецкой облорганизации ПР, не скрывает того, что ходит на баррикады поддержать сепаратистов", - напоминает украинский политтехнолог Тарас Березовец. Выдвижение в президенты Добкина, ставшего самым пророссийским кандидатом в президенты, - явление того же порядка.
Сейчас партия позиционирует себя как переговорщика между Киевом и восточноукраинским "сепаратистами", но выходит это у нее не лучшим образом. "Поддержат ли (усилия переговорщика) власть и те люди, которые выступают организаторами этих всех протестов на юго-востоке, покажет время", - заметил изданию "Сегодня" депутат от фракции "регионалов" в Верховной раде Андрей Пинчук. Его сомнения насчет поддержки юго-востока вполне обоснованны: того же Добкина в Луганске в начале апреля подвергли обструкции именно противники центральной власти. По мнению украинского политолога Руслана Бортника, верхушка ПР даже после ухода Януковича и его соратников продолжает демонизироваться в обществе. Партия сможет сохраниться только в полностью переформатированном виде - с новыми названием и лидерами. По большому счету Ахметову придется создавать партию заново, оставив некогда могущественную партию власти в истории, уверен эксперт.
Петр Бологов для РБК