NYT рассказала, какие разногласия возникали у Украины и США

По мере развития конфликта на Украине партнерство с США становилось все более напряженным и в Киеве все чаще решали держать свои намерения в тайне, пишет The New York Times (NYT).
В частности, вторжение в Курскую область согласовано с американскими военными советниками не было: украинские войска «тайно пересекли взаимно согласованную линию, доставив поставляемое коалицией оборудование на российскую территорию».
Украинские войска вторглись в Курскую область в начале августа 2024 года. К концу января этого года ущерб от вторжения составил около 750 млрд руб.
В середине марта начальник Генерального штаба Валерий Герасимов во время совещания на одном из пунктов управления курской группировки войск под председательством российского президента Владимира Путина сообщил, что освобождено 86% территории Курской области.
Как пишет газета, на Украине иногда считали американцев «властными и контролирующими», а те, в свою очередь, порой не могли понять, почему украинцы просто не прислушиваются к хорошим советам. В то время как в США сосредоточивались на достижимых целях, на Украине постоянно стремились реализовать более масштабные планы. В Киеве часто считали, что американцы их сдерживают: они пытались добиться быстрых успехов, в то время как в Вашингтоне хотели убедиться, что украинцы не проиграют, отмечает NYT.
В Киеве злились из-за того, что Соединенные Штаты не могли или не хотели предоставить все необходимые им вооружения. В Вашингтоне, в свою очередь, были возмущены необоснованными, по их мнению, требованиями украинской стороны и ее нежеланием предпринимать политически рискованные шаги для укрепления своих сил.
Разногласия отмечались уже в первые недели конфликта. Когда американские генералы предложили Киеву помощь после начала полномасштабных боев, они столкнулись со стеной недоверия, сообщает издание. «Мы воюем с русскими. Вы — нет. Почему мы должны вас слушать?» — заявил, как пишет NYT, американской стороне на тот момент командующий сухопутными войсками генерал-полковник Александр Сырский, ныне главнокомандующий Вооруженными силами Украины (ВСУ). Однако генерал быстро осознал, что американцы могли предоставить разведданные о ходе боевых действий, которые Киев получить не мог. Соперничество между Сырским и на тот момент главкомом ВСУ генералом Валерием Залужным усугубило ситуацию.
У Залужного также сложились напряженные отношения с американским генералом Марком Милли, занимавшим тогда пост главы Объединенного комитета начальников штабов. Как пишет NYT, в ходе телефонных разговоров Милли мог подвергнуть сомнению запросы украинцев и давать советы по ведению боев на основе спутниковых данных, после чего наступало неловкое молчание, и Залужный прерывал разговор. Иногда он просто игнорировал звонки американского генерала, сообщает NYT.
Чтобы быть на связи, Пентагон придумал сложную телефонную схему: помощник Милли звонил главе Национальной гвардии Калифорнии генерал-майору Дэвиду Болдуину. Тот, в свою очередь, созванивался с американским предпринимателем, специализирующимся на строительстве дирижаблей, Игорем Пастернаком, который рос во Львове вместе с занимавшим в то время пост министра обороны Алексеем Резниковым. Глава Минобороны затем выслеживал Залужного и, по словам Болдуина, говорил ему: «Я знаю, что ты злишься на Милли, но ты должен ему позвонить». Впоследствии общение переросло в партнерство, сообщает газета.
Еще напряженней отношения сторон стали в 2023 году, когда они разошлись по вопросу планов попытки летнего контрнаступления ВСУ. Сырский был недоволен оказываемой поддержкой, равно как и предложениями американцев. Когда американский генерал Антонио Агуто позвонил командующему сухопутными войсками, чтобы убедиться, что тот понял план, Сырский ответил: «Я не согласен, но у меня есть приказ». Американские военные предлагали ВСУ сконцентрироваться на наступлении на южном фланге, в направлении Мелитополя. Вместо этого Сырский добился того, чтобы ВСУ попытались наступать сразу на трех направлениях, в том числе в районе Артемовска (Бахмута) (Минобороны России отчиталось о взятии под контроль Артемовска 21 мая 2023 года). Украинские войска понесли большие потери под Артемовском, и попытка контрнаступления в конечном итоге закончилась провалом. Андрей Ермак, глава администрации президента Украины, в то же время обвинял в поражении западных союзников, называя причинами их политическую нерешительность и задержки в поставках оружия.
По словам представителя Пентагона Селест Уолландер, после этого «важные отношения были сохранены», но «это уже не было вдохновенным и доверительным братством 2022 года и начала 2023 года».
В 2024 году камнем преткновения стал вопрос призывного возраста: США настаивали на его снижении до 18 лет, но Зеленский отказывался, утверждая, что Украине не хватит ресурсов, чтобы вооружить мобилизованную молодежь. «Зачем мне набирать больше людей? У нас нет никакого оружия и техники для них», — цитирует NYT слова Зеленского на одной из встреч с представителями Пентагона. Глава Минобороны США Ллойд Остин в ответ ссылался на слова украинских генералов, которые, наоборот, жаловались на то, что у них не хватает людей.
Кроме того, к этому моменту Киев упорно требовал от американцев разрешения на удары вглубь России с помощью ATACMS и британских Storm Shadow — однако им удалось добиться лишь позволения использовать их в приграничных областях.
Осенью 2024 года на выборах президента США победил Дональд Трамп, ограничивший поддержку Украины и поставивший своей целью заключение мира. Весной 2025 года Россия и США начали серию переговоров об урегулировании конфликта.
Читайте РБК в Telegram.