Панарабская революция: шаг к демократии или хаосу
Борьба за свободу в чужих интересах
Основная версия событий на Ближнем Востоке, которой предпочитают придерживаться страны Запада – рост массового самосознания в странах арабского мира и стремление свергнуть диктаторские режимы ради торжества демократии. Именно поэтому переворот в Тунисе многими экспертами оценивался как революция. Похожие оценки слышны и в отношении событий в Египте. Причем в Лондоне в поддержку противников Хосни Мубарака выходят не только простые граждане, но и люди с плакатами радикальной партии "Хизб-ут-Тахрир", запрещенной во многих странах, в том числе и в России.
Однако история арабского мира показывает, что подобные революции редко бывают спонтанными, а за ними зачастую стоят более сильные игроки на международной арене. В 1950-е годы по странам арабского мира также прошла волна массовых волнений. Тогда в Египте проанглийский режим был свергнут в Египте, а в Марокко, Алжире, Тунисе, Сирии и Ираке также началась борьба против колониализма или его наследства. Запад, впрочем, тогда напугал не столько "призрак арабского единства", а возможное усиление влияния в регионе СССР. В Ливан, Иорданию были направлены английские и американские войска, а в 1956 году Лондон и Париж совместно с Израилем развязали войну против Египта. Остановить наступление удалось лишь после того советского ультиматума.
Позже в регионе установилось относительное равновесие. В некоторых странах установились диктаторские режимы, дружественные СССР. В других к власти пришли диктаторы, готовые отказаться от панарбских идей ради собственной стабильности. Они получали поддержку от Запада, а в обмен боролись не только с левыми движениями, но и с религиозными экстремистами.
Относительный статус-кво сохранялся в конце 1990-х – начале 2000-х. Падение прокоммунистического Южного Йемена рассматривалось как нормальное явление, а крушение режима Саддама Хусейна в Ираке было поначалу встречено с беспокойством (особенно в Сирии и Ливии), однако в целом арабские лидеры не встали на поддержку Ирака.
Радикальный ислам вместо демократии
Однако военные действия в Ираке и появление там большого количества "добровольцев" из соседних стран позволило активизироваться радикальным организациям, которые к обычным лозунгам борьбы против Израиля добавили борьбу против "западных неверных". Основатель "Аль-Кайеды" Усама бен Ладен в конце 1990-х не скрывал, что его главной целью является ослабление позиций США ради "освобождения" от "марионеточных правительств" его родного Аравийского полуострова с городами Мекка и Медина, а также и других стран Ближнего Востока.
В этом плане стоит отметить, что под знаменем борьбы за народное счастье в первую очередь началась борьба против режимов в тех странах, где власти особо тщательно подавляли вылазки экстремистов. Тунис считался стабильным раем по сравнению с соседним Алжиром, а Египет вполне успешно боролся против "Братьев мусульман" и сторонников одного из главарей "Аль-Кайеды" Аймана аль Завахири, который еще в 1970-е годы закончил Каирский университет и получил специальность хирурга. Серьезное ослабление центральной власти в Египте может дать ему новый шанс.
Особая позиция Израиля
В Израиле в отличии от Запада к ситуации в арабских странах относятся с большей настороженностью. Нестабильность в Египте и Иордании, возможный приход к власти там радикалов создает угрозу новой войны на Ближнем Востоке. Падение Х.Мубарака, заключившего мирное соглашение с Израилем в 1982 году, по-видимому в любом случае приведет к увеличению поставок вооружения боевикам "Хамас" в Секторе Газа. В случае же радикализации Иордании (а устраивающие протесты там "Братья мусульмане" являются главной оппозиционной силой) еврейское государство может оказаться в окружении, учитывая сильные позиции "Хезболлах" в Ливане. Неудивительно, что Израиль уже объявил о готовности предоставить убежище Х.Мубараку в случае поражения.