Трагедия в Ла-Манше обострила противостояние Парижа и Лондона
Эмманюэль Макрон назвал несерьезными действия Бориса Джонсона, обнародовавшего их перепискуКризис в проливе
«Низшей точкой отношений» Парижа и Лондона, согласно определению Bloomberg, стала трагедия в Ла-Манше. 24 ноября 27 мигрантов, беженцев из Ирака и Ирана, погибли при попытке пересечь пролив на надувной лодке. Сигнал бедствия подало одно из французских рыболовецких судов, после чего Париж и Лондон организовали совместную спасательную операцию, которая продлилась до вечера. Лодка была обнаружена сдувшейся, спасти удалось лишь двух человек. При этом были задержаны пять человек, которых французская полиция подозревает в причастности к организации незаконных перевозок мигрантов, им инкриминируется «убийство по неосторожности с отягчающими обстоятельствами».
Проблема нелегальной миграции через Ла-Манш приобрела крайнюю остроту, отмечает Би-би-си. По ее данным, осенью этого года таким путем в Великобританию из Франции попали порядка 25 тыс. человек, притом что годом ранее — менее 10 тыс. 12 ноября в Соединенном Королевстве был зафиксирован антирекорд в этой области — через пролив на его территорию перебралась тысяча мигрантов. Большинство из тех, кто решается на подобное путешествие, проживают в лагерях беженцев на французском побережье. Погибшие 24 ноября, предположительно, жили в таком лагере вблизи Дюнкерка.
Для Великобритании возросший миграционный поток представляет серьезную проблему. Страна не имеет возможности выслать обратно тех, кто пересек границу и был задержан в ее территориальных водах, поскольку после выхода из Евросоюза Лондон так и не подписал соглашения о реадмиссии ни с одним членом ЕС.
25 ноября премьер-министр Великобритании Борис Джонсон обнародовал в Twitter трехстраничное письмо, направленное президенту Франции Эмманюэлю Макрону, в котором содержатся пять предложений по разрешению кризиса, среди них — совместное патрулирование границы и реадмиссия мигрантов. В Елисейском дворце возмутились публикацией личной переписки лидеров. Макрон, находившийся в это время с визитом в Риме, назвал поступок Джонсона несерьезным, добавив, что «лидеры стран не общаются друг с другом по таким вопросам через твиты и письма, которые обнародуются». В результате Париж отозвал направленное министру внутренних дел Великобритании Прити Пател приглашение на «антикризисную» встречу с участием Германии, Нидерландов, Бельгии и Еврокомиссии 28 ноября. Ее итогом стало решение о начале патрулирования границы с 1 декабря авиацией Европейской службы охраны границ (Frontex). Лондон в принятии решения участия не принимал.
Война за рыбу
Еще одним вопросом, вызывающим разногласия между двумя странами, является лицензирование рыбной ловли. Несмотря на то что рыболовство не играет существенной роли для их экономик (в Великобритании доля отрасли в ВВП — 0,06%, во Франции — 0,1%), этот спор крайне важен, так как может создать прецедент для дальнейшего урегулирования торговых вопросов между Великобританией и ЕС. Рыбная ловля регулируется торговым соглашением, которое было заключено после Brexit, однако его положения оставляют широкий простор для интерпретации. Французским рыбакам разрешено продолжать вылов в водах Нормандских островов (в их числе Гернси и Джерси), если они могут доказать, что и ранее вели там промысел. Однако в соглашении не указано, какие доказательства необходимо предоставить. Лондон требует данные GPS, которые маленькие рыболовные суда не могут предоставить, так как просто не оснащены соответствующей аппаратурой. Из-за этого они не могут получить лицензию на продолжение промысла, и в результате Париж обвиняет Лондон в несоблюдении соглашений по Brexit. При этом, по данным Politico, спор идет по поводу небольшого числа лицензий — их ожидают порядка 55 судов. При этом сами рыбаки склонны обострять ситуацию: 26 ноября несколько рыболовецких судов блокировали Ла-Манш, протестуя против позиции Великобритании.
Как пишет Politico, победа в споре важна Парижу, поскольку в команде президента Макрона опасаются, что в противном случае будет создан опасный прецедент. Премьер-министр Франции Жан Кастекс направил письмо главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен, в котором призвал «наказать» Великобританию и показать ей, что выход из Евросоюза означает соответствующие последствия. Макрон также заявил о готовности принять другие меры, в частности усилить контроль за дальнобойщиками из Великобритании, если ситуация с выдачей лицензий рыбакам не разрешится. В Лондоне подобный подход был подвергнут резкой критике.
Что стоит за спорами двух стран
The New York Times отмечает, что для Макрона разлад с Великобританией важен во внутриполитическом контексте — в апреле 2022 года в стране пройдут президентские выборы, и ему необходимо доказать евроскептикам, что выход из Евросоюза невыгоден. Восходящая звезда правопопулистов Эрик Земмур, который на выборах может обойти Марин Ле Пен, неоднократно высказывался в поддержку выхода Франции из ЕС, и именно эту идею Макрону необходимо нивелировать в глазах избирателей.
Джонсону, наоборот, нужно доказать обратное. Как пишет Financial Times, все больше британцев считает решение о Brexit ошибочным, и повышение градуса противостояния с Францией, которое вынудило бы Париж принять те или иные антибританские меры, помогло бы Джонсону замаскировать недостатки сделки по выходу из ЕС, в частности позволило бы списать на французов проблемы с поставкой товаров и рост цен, которые ожидаются зимой. Также противостояние с Парижем может помочь Джонсону безболезненно провести спорные поправки в торговое соглашение с Северной Ирландией в одностороннем порядке.
Сильви Бреннан, экс-посол Франции в России, а затем в Великобритании, сказала The New York Times, что Джонсон пытается сделать Францию «козлом отпущения» за те проблемы, с которыми страна столкнулась; она привела в пример ситуацию с дефицитом топлива на заправках из-за нехватки дальнобойщиков. «Нам бы хотелось, чтобы они остались (в ЕС). Они сделали свой выбор, и мы его уважаем. Но теперь они не могут пользоваться преимуществами и полной свободой», — сказала она. Бреннан также напомнила, что еще одним раздражителем в отношениях Франции с Великобританией стало созданием оборонного союза AUKUS (Великобритания, США и Австралия), который оставил Францию без контракта на строительство атомных субмарин для Австралии. По ее словам, Макрон был уязвлен и теперь стремится доказать, что Франция в составе ЕС сильнее, чем Великобритания, которая действует в одиночку.
В свою очередь, бывший посол Великобритании во Франции Питер Уэстмакотт отмечает, что выход Великобритании из ЕС стал большим ударом для Франции, которая, как и Германия, входила в «большую тройку» стран, отвечавших за политику ЕС, и, таким образом, нарушил существовавший в объединении баланс сил, заставив Париж конкурировать с Берлином за право лидерства. При этом, отмечает дипломат, уровень личного доверия между Макроном и Джонсоном крайне низок, и ожидать улучшения отношений стоит не раньше, чем кто-либо из них покинет пост.