«Каспийская пятерка»: о чем договорились участники саммита в Астрахани
Принципы раздела моря
В Астрахани в понедельник прошел четвертый саммит «Каспийский пятерки» . Представители президентов Азербайджана, России, Ирана, Казахстана, Туркменистана до его начала надеялись на прорыв, который позволил бы продвинуть вперед продолжающиеся 18 лет переговоры о создании правовой конвенции о статусе Каспийского моря.
В итоге страны пятерки согласовали ключевые принципы действия на Каспийском море, заявил в понедельник после саммита президент России Владимир Путин. «Удалось выйти на четкие формулировки о разграничении водных пространств, дна и недр, о режиме судоходства и рыболовства», - заявил Путин (цитата по сайту Кремля).
Национальный суверенитет сторон будет распространяться над прибрежным морским пространством в пределах 15 морских миль, на примыкающей к этой зоне 10-мильной зоне будет распространяться исключительное право каждой из сторон на добычу водных биологических ресурсов, говорится в политическом заявлении, принятом президентами пяти стран. При этом большая часть акватории Каспия останется в общем пользовании сторон, указал российский президент. Какие методики применять при установлении исходных линий зон, станет предметом дальнейших консультаций сторон, оговорено в заявлении.
Помощник президента России Юрий Ушаков в пятницу говорил журналистам на брифинге, что вопрос о срединных линиях должны были проработать министры иностранных дел в воскресенье. Четыре страны придерживаются методики, предписанной Конвенцией по морскому праву 1982 года, а Иран заявляет о намерении отмерять ширину своей национальной зоны от линии, которая соединяет точки выхода сухопутных границ с Азербайджаном и Туркменистаном, то есть хочет отмерять ширину от бывшей негласной советско-иранской границы, пояснил Ушаков (цитата по Интерфаксу).
Принятое заявление исключает размещение на Каспии военной инфраструктуры третьих стран: право пребывания на Каспийском море имеют вооруженные силы исключительно прибрежных стран. «Такой режим сложился здесь исторически. И мы не собираемся его менять», - объяснил Путин.
Прорыв к конвенции
Согласованное пятеркой заявление станет, по словам Путина, краеугольным камнем конвенции о правовом статусе Каспийского моря, над разработкой которой страны работают уже 18 лет. По словам Путина, не все вопросы были урегулированы на астраханском саммите, однако их стало гораздо меньше, что дает основание полагать, что на подписание конвенции получится выйти в ближайшем будущем. Следующий саммит, по предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, может состояться в 2016 году в его стране. Назарбаев назвал принятые решения сложными, но прорывными. Прорывом назвал итоги саммита и Путин. По словам президента Ирана Хасана Роухани, достигнутые договоренности показывают политическую волю прибрежных государств к развитию взаимодействия.
Тем не менее, по словам российского президента, не все вопросы были решены. Туркменистан настаивает на том, что вопросы о прокладке по Каспию трубопроводов должны находиться в ведении стран осуществляющих проект. Роухани заметил, что все вопросы должны приниматься консенсусом.
Стороны договорились о правилах разграничения 25-мильной зоны, что является большим прогрессом, указывает на успех саммита директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев. По словам эксперта, важна инициатива Назарбаева о создании зоны свободной торговли «пятеркой», с этой инициативой выступал уже Дмитрий Медведев в бытность президентом, но тогда эту инициативу поддержал только Иран, Казахстан предложил ее в более мягкой форме и если она будет реализована - это может разрешить и другие противоречия, в том числе и по трубопроводам.
Иранский пример
По окончании саммита Путин провел двусторонние переговоры с Роухани. Это была вторая за месяц двусторонняя встреча лидеров - до этого они встречались на саммите Шанхайской организации сотрудничества в Душанбе - и пятая за прошедший год. Президент Ирана выразил беспокойство введением Западом санкций против России и обещал оказать любую помощь. «Это неправильный инструмент. Этими санкциями они стараются противодействовать другим странам», - цитирует Роухани «Россия 24».
В 2013 году в результате введенных западными странами санкций в Иране возникла угроза режиму, и верховный лидер аятолла Хаменеи принял курс на отмену санкций, которые провел избранный летом 2013 году Роухани, отмечает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин. В последнее время, особенно после украинских событий и введения санкций в отношении России, политическая роль Ирана чрезвычайно возросла, констатирует Сажин. Иран взял курс на то, чтобы добиться снятия международных санкций, а страны Запада, в условиях противостояния с Россией, идут ему на встречу, чтобы не допустить еще большее сближение Тегерана и Москвы. В нынешней ситуации Иран нужен как России, так и Западу, что позволяет ему выторговывать наилучшие условия для своей ядерной программы, резюмирует Сажин. Иранские чиновники, в том числе и сам Роухани, заявляли о готовности поставлять в Европу энергоресурсы. Однако, по прогнозу Сажина, на организацию поставок газа потребуется около восьми лет.
В условиях украинского кризиса и противостояния России с Западом возможность активнее выходить на Европу появилась и у Азербайджана, больших изменений в отношениях с Казахстаном или Туркменистаном у России не произошло, отмечает Алексей Малашенко из Центра Карнеги. А вот позиция Ирана изменилась - он оказался в привилегированном положении, осознавая стратегическую важность сотрудничества с ним как для России, так и для стран Запада, отмечает Малашенко.
Объем российской торговли с Азербайджаном, Ираном, Казахстаном и Туркменистаном в 2013 году составил $33 млрд, сообщил на саммите Путин, указав, что этот показатель не соответствует потенциалу. Для активизации совместных проектов он предложил создать специальную структуру для их координации. Один из проектов должен быть завершен к 2016 году, когда завершится строительство железнодорожного кольца вокруг Каспия: к концу 2014 года планируется достроить «восточное полукольцо» между Казахстаном, Туркменией и Ираном, а в 2016 году завершатся работы на «западном полукольце».