В окружении Путина назвали "незначительным" решение суда по ЮКОСу
"Грядет война в Европе. Неужели вы действительно думаете, что это важно?" — прокомментировал он вчерашнее решение Международного арбитражного суда в Гааге, который обязал Россию выплатить бывшим акционерам ЮКОСа компенсацию в размере $50 млрд.
Русский олигарх, имя которого издание не раскрывает, заявил, что решение суда "правильное": "было необходимо, чтобы произошло нечто подобное". "Мне не нравится Ходорковский, и он сделал много плохих вещей. Но их [российских властей] способ борьбы с ним был абсолютно незаконен", — сказал бизнесмен.
Адвокат Эмманюэль Гайар из юридической компании Shearman & Sterling, который представлял в суде интересы экс-акционеров ЮКОСа, сказал, что теперь он уверен: завеса над активами российских государственных компаний — таких, как "Роснефть" и Газпром — будет в конечном счете снята.
По его словам, принцип, в соответствии с которым контролируемые государством предприятия представляют интересы этого государства, уже был использован Западом, когда были введены санкции против России в связи с украинским кризисом. Например, "Роснефть" стала мишенью для санкций США.
"Ухудшение отношений с Западом может сделать еще меньшей вероятность того, что Москва будет выплачивать компенсацию, равную 2,5% объема производства", — констатирует газета. При этом эксперты полагают, что отказ от выплаты компенсации экс-акционерам ЮКОСа не причинит серьезного ущерба репутации России.
"Думаю, что репутационные последствия [отказа от выплаты компенсации] для России будут на самом деле весьма ограниченными, потому что они [российские власти] прошли уже через много [вредных для репутации] вещей. Полагаю, они будут готовы пойти на довольно риск", — считает Лукас Мистелис, директор Школы международного арбитража при Лондонском университете королевы Марии.
Международный арбитражный суд в Гааге (Permanent Court of Arbitration, PCA) 28 июля вынес вердикт по делу ЮКОСа, который обязывает Россию выплатить истцам $50 млрд. Кроме того, Россию обязали компенсировать судебные издержки в $65 млн.
Истцом выступила компания Group Menatep Limited, представляющая интересы Леонида Невзлина и Владимира Дубова. GML первоначально настаивала на компенсации в $114 млрд.
Арбитраж постановил, что в деле ЮКОСа Россия нарушила Энергетическую хартию и де-факто экспроприировала нефтяную компанию у ее законных владельцев. Истцы утверждали, что государство получило прямую выгоду от банкротства ЮКОСа, так как ключевой актив компании – "Юганскнефтегаз" – перешел под контроль государственной "Роснефти".
Сергей Канашевич