Сенаторы предложили разрешить прокат иностранного кино без лицензии
В России до 2025 году могут приостановить положения гражданского кодекса о защите прав правообладателей зарубежных фильмов из недружественных стран при показах их фильмов на территории России. Соответствующий законопроект разработали и направят премьеру Михаилу Мишустину глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и его заместитель Алексей Синицын, пишет ТАСС.
Они обосновали свою инициативу тем, что параллельный импорт не решает проблему с отказом правообладателей показывать киноленты в России, так как фильмы не являются товаром. Приостановка положений ГК коснется произведений зарубежных физлиц и юрлиц, которые являются резидентами стран и территорий, совершающих в отношении России недружественные действия, а также отказавшихся продавать российским компаниям права на показ, «при условии введения таких произведений в оборот за пределами» России.
«Указанные меры позволят выйти кинотеатрам на уровень безубыточности, что сохранит этот сегмент как по экономическим показателям, так и по показателям занятости. При этом необходимые отчисления в Фонд кино и Российское авторское общество сохранятся», — считает Кутепов.
От продолжения своей деятельности в России отказались ранее крупнейшие кинокомпании западных стран Warner Bros., Disney, Sony, Paramount, Universal Pictures и др. Это привело к резкому падению совокупных сборов кинопроката на 42% год к году.
Сенаторы в начале года предлагали несколько инициатив, призванных позволить кинотеатрам сохранить заработок на фоне отказа западных правообладателей лицензировать контент для России. В частности, предлагалось закупать зарубежное кино через Белоруссию. «Там принят аналогичный закон тому, что мы предлагаем, и фактически легализован показ иностранных фильмов. Теоретически мы можем в Белоруссии покупать копию, которая при поступлении в Россию будет легальной. Либо принять аналогичный закон», — поясняли в Совфеде.
Минкультуры тогда предложение отвергло из-за нарушения прав правообладателей. Там сочли нарушением исключительного права публичный показ и любую иную форму коммерциализации аудиовизуального произведения.
«Предлагаемый подход к регулированию соответствующих отношений на уровне подзаконного акта представляется необоснованным», — говорилось в ответе министерства.