Власти предложили ввести обязательную дактилоскопию для иностранцев
Обязательная практика
С предложением ввести обязательную дактилоскопию для иностранцев выступили на круглом столе в Общественной палате по проблемам защиты госграницы представители управлений ФМС, ФССП, МВД и Мосгорсуда. Инициатива касается иностранцев, въезжающих как по визам, так и без них.
Как заявила замначальника отдела мониторинга департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС Надежда Воронина, дактилоскопированием должна заниматься погранслужба. С 2014 года в Санкт-Петербурге по поручению местных властей был создан экспериментальный пункт пропуска в аэропорту Пулково, где сотрудники ФМС выборочно снимают отпечатки пальцев у иностранцев, уже прошедших пограничный контроль. В результате, отметила Воронина, были выявлены те, кому ранее был закрыт въезд в Россию.
Полное дактилоскопирование поддержали и замначальника столичного управления ФМС Дмитрий Сергеенко и главный эксперт-специалист МВД Виолетта Айсина.
Член Общественной палаты, член Общественного совета при ФСБ Владислав Гриб заметил, что за снятие отпечатков пальцев у иностранцев выступает и Следственный комитет. Он также заверил, что в ближайшее время эта проблема будет обсуждаться в Федеральной службе безопасности.
«Мы таким образом закрываем страну от потенциальных терактов. Каждый новый теракт делает эти вещи [дактилоскопирование] все более обоснованными», — отметил Гриб, напомнив о недавних терактах в Брюсселе.
Обязательное дактилоскопирование поддержал заместитель руководителя столичного управления ФССП Михаил Никифоров. Он напомнил, что именно служба приставов занимается выдворением иностранцев за пределы территории России, после того как соответствующее постановление вынесет суд.
Практика судов
Как следует из данных Мосгорсуда, в 2013 году столичные районные суды рассмотрели 43 455 дел, связанных с охраной госграницы и пребыванием иностранцев на территории России (глава 18 КоАП РФ). Из них по 41 717 делам в качестве наказания законодательство предусматривает выдворение за пределы страны.
В 2014 году таких дел было уже 69 473 и 68 200, в 2015-м — 72 267 и 71 243 соответственно. По словам Базеевой, если речь о выходцах из Луганской и Донецкой областей Украины, то таких граждан стараются не выдворять.
Поскольку правоохранительные органы должны установить личность человека в течение 48 часов, то зачастую при отсутствии документов личность устанавливается со слов задержанного и при помощи информации из центральной базы данных учета иностранных граждан, отметила в ходе круглого стола заместитель председателя Мосгорсуда Елена Базькова. По ее словам, это приводит к тому, что допускаются ошибки и суды первой инстанции принимают решение о выдворении человека, назвавшегося другим именем. В результате Мосгорсуд вынужден отменять такие постановления.
Базькова пожаловалась, что даже при наличии паспорта не всегда удается избежать ошибок: иностранцы нередко пользуются поддельными или чужими документами, и судьи вынуждены сами сличать фотографии в паспорте и в материалах, предоставленных ФМС. «Негритянки так похожи друг на друга, вся разница лишь в том, как они уложили волосы», — заявила Базькова, подчеркнув, что так же сложно различить и выходцев из Средней Азии. По ее словам, исправить ситуацию могла бы обязательная дактилоскопия для иностранцев при въезде на территорию России.
Госдума против
18 марта Госдума отклонила в первом чтении законопроект о дактилоскопии, подготовленный лидером «Справедливой России» Сергеем Мироновым. Документ не был одобрен на голосовании, поскольку против выступил комитет по конституционному законодательству и государственному строительству.
В отзыве комитета говорится, что законопроект имеет «определенные разночтения с отдельными нормативными правовыми актами Российской Федерации и в то же время недостаточно согласуется с целым рядом международных договоров нашей страны». Однако главное препятствие к его принятию заключается в отсутствии денег в бюджете, подчеркивается в отзыве: «Такая [дактилоскопическая] регистрация сопряжена с весьма значительными и на сегодняшний день по большей части, по мнению комитета, неоправданными финансовыми затратами».
Теперь позиция Госдумы может измениться, полагает Гриб, а также представители МВД и Мосгорсуда, поскольку законопроект рассматривался до терактов в Брюсселе.