Stratfor описал роли Сечина и Кадырова в окружении Путина
Одной из причин, по которой Путин приблизил к себе Кадырова, это желание использовать его личную преданность на фоне растущей неуверенности в кремлевской элите, отмечается в очередном выпуске геополитического дневника аналитической компании Stratfor.
«Кадыров не только принес стабильность в неспокойный чеченский регион, под его командованием находятся 40 тыс. вооруженных бойцов. Он также является дополнительным противовесом ФСБ и безоговорочно предан Путину лично», — говорится в материале.
Stratfor добавляет, что «уверенность Путина в верности Кадырова сейчас более важна, чем когда-либо», так как «российский лидер все более не уверен, на кого он может положиться среди кремлевской элиты».
В середине января Кадыров назвал внесистемную оппозицию «врагами народа». «Люди, о которых раньше никто ничего не слышал, из кожи вон лезут, чтобы прославиться тем, что противопоставляют себя президенту России Владимиру Путину. Они пытаются нажиться на сложной экономической ситуации. К таким людям надо относиться как к врагам народа, как к предателям. У них нет ничего святого», — сказал глава Чечни на встрече с журналистами в Грозном.
Совет по правам человека при президенте России предложил подвергнуть высказывания Кадырова лингвистической экспертизе. С критикой его заявления выступила уполномоченная по правам человека в России Элла Памфилова. В конце января в Грозном прошел митинг в поддержку Кадырова, в котором приняли участие до 1 млн человек. Глава Чечни на мероприятии не появился. 25 января на форуме ОНФ Владимир Путин назвал Кадырова эффективным руководителем. «За республику спасибо тем, кто живет, первому президенту республики спасибо, нынешнему руководителю. Он эффективно работает», — сказал глава государства.
Stratfor пишет, что резонансные заявления Кадырова в российских СМИ и среди политологов оценивают как его попытку выйти на федеральный уровень. В этом случае, по мнению аналитического центра, такой шаг будет весьма спорным, с учетом подъема русского национализма.
Согласно недавнему опросу Левада-центра, почти 60% жителей страны считают высказывания Кадырова об оппозиции недопустимыми. При этом число респондентов, испытывающих к чеченскому лидеру уважение или симпатию, снизилось за последний год с 35 до 17%.
Авторы материала в Stratfor указывают, что глава «Роснефти» Игорь Сечин, также как и Кадыров, в последнее время позволяет себе фрондерство, а многие в правительстве его обвиняют в том, что он ставит собственный интерес и интересы компании выше интересов страны.
В публикации Stratfor обращается внимание на отсутствие Сечина на ключевом совещании у главы Минэнерго Александра Новака, в связи с чем, по словам участников встречи, не удалось принять решения о начале переговоров с ОПЕК по сокращению добычи нефти. В тот же день «Газпром» опубликовал сообщение о том, что Сечин обсудил с его главой Алексеем Миллером «вопросы взаимодействия в нефтегазовой сфере».
Эта встреча, по мнению Stratfor, может навести на подозрения о намерении двух крупнейших энергетических компаний России объединить усилия против политики правительства в этой сфере.
Сечин давно считается политическим тяжеловесом, пишет Stratfor, по оценке которого, он не только крупнейший нефтяной олигарх, но и одна из самых могущественных фигур среди силовиков, имеющий союзников по всему спектру кремлевских элит. Аналитический центр отмечает, что отставку главы РЖД Владимира Якунина в прошлом году многие расценивали как сигнал от Путина Сечину следовать генеральной линии, которого глава «Роснефти» очевидно не понял.
«Ближайшие дни покажут, сможет ли Путин оставаться в роли нейтрального арбитра» между Кадыровым и Сечиным, и не повредит ли такой подход его личной власти, резюмирует Stratfor.