«Мемориал» сообщил об удвоении числа политзаключенных в России
Правозащитный центр «Мемориал» сообщил о росте числа российских политзаключенных в России в пятницу, 28 октября, в преддверии дня памяти жертв политических репрессий 30 октября.
«Если год назад в нашем списке политзаключенных было 50 человек, то сегодня — 102 человека. Количество политзаключенных даже в наших не претендующих на полноту списках, таким образом, серьезно выросло», — говорится на сайте «Мемориала».
Речь идет о количестве политзаключенных в России, зафиксированных «Мемориалом» на текущий момент и год назад, пояснила РБК пресс-секретарь центра Юлия Орлова.
Под политзаключенными «Мемориал» подразумевает как людей, отбывающих наказание, связанное с лишением свободы, так и тех, к кому в качестве меры пресечения применены содержание под стражей или домашний арест.
В отличие от прошлых лет в этот раз «Мемориал» разделил список на два списка: лишенные свободы в связи с реализацией права на свободу вероисповедания и все остальные политзаключенные.
Рост числа зафиксированных «Мемориалом» политзаключенных объясняется двумя причинами, пояснил РБК руководитель программы «Поддержка политзаключенных и преследуемых гражданских активистов» Сергей Давидис. По его словам, за последний год «Мемориал» охватил дела, которые не успел рассмотреть раньше. Однако объективная тенденция деятельности правоохранительных органов и судов такова, что количество людей, осуждаемых по политическим мотивам, действительно растет, подчеркнул Давидис.
«Определенные тренды заданы, и на местах ищут людей, которые могли бы способствовать необходимой отчетности по раскрытию экстремистских, террористических и прочих преступлений. За отсутствием настоящих преступлений и за сложностью их пресечения часто жертвами таких дел оказываются непричастные», — добавил он. Давидис напомнил, что списки «Мемориала» неполные, так как много дел еще не рассмотрено.
Правозащитники подчеркивают, что признание лица политзаключенным не означает ни согласия «Мемориала» со взглядами и высказываниями признаваемых политзаключенными лиц, ни одобрения их высказываний или действий.
Получить оперативный комментарий уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой РБК не удалось.