Кто сбил Boeing: основные версии крушения рейса MH17 в Донбассе
В среду, 28 сентября, прокуратура Нидерландов представила отчет о ходе уголовного расследования крушения Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines на территории Украины, которое ведет международная комиссия.
Технический отчет
Результаты первого, технического расследования были опубликованы Управлением безопасности Нидерландов (Dutch Safety Board, DSB) 13 октября 2015 года. Предварительный отчет DSB последовательно отвергал все альтернативные версии трагедии, от попадания «космического мусора» до атаки MH17 другим воздушным судном. Следствие не обнаружило в действиях экипажа ошибки, а также не нашло следов технической неисправности узлов самолета. Картина обломков лайнера и характер повреждений обшивки указывают на то, что Boeing пронзило «множество объектов с высокой энергией». Ведомство отмечало, что анализ данных продолжается.
Позже в первой части окончательного отчета по техническому расследованию трагедии эксперты сделали вывод, что Boeing поразила ракета с боеголовкой 9H314M. Такие боеголовки устанавливаются на ракеты 9М38 (состоят на вооружении ВС Украины) и 9М38М1 (состоят на вооружении ВС России), применяемые зенитно-ракетными комплексами (ЗРК) «Бук», «Бук-М1» и «Бук-М1-2». Благодаря данным о типе боеголовки исследователям удалось точно определить место взрыва снаряда: левее и выше кабины пилота. Место запуска ракеты ограничили территорией 320 кв. км.
Действующая независимо от DSB сводная группа исследователей (JIT, Joint Investigation Team) подтвердила, что согласна с данными, представленными DSB. Прокурор Фред Вестербеке, возглавляющий расследование JIT, назвал версию запуска ракеты с территории самопровозглашенной Луганской народной республики «самой достоверной».
Опубликованные в июле 2015 года американской разведкой фотоснимки со спутника указали на то, что запуск был произведен с территории, подконтрольной ополченцам. Об этом свидетельствует и карта АТО, размещенная на сайте Минобороны Украины в день крушения Boeing.
Фотографии в соцсетях
DSB в рамках технического отчета не ставило задачу определить виновных в крушении самолета. Однако в феврале 2016 года международная экспертно-журналистская группа Bellingcat представила доклад «MH17: потенциальные подозреваемые и свидетели из 53-й зенитно-ракетной дивизии». В нем авторы указали около двух десятков военнослужащих, которые, по данным Bellingcat, могли участвовать в переброске российского ЗРК «Бук-М1» на территорию Украины. Судя по фотографиям из социальных сетей, видеозаписям очевидцев и анализу индивидуальных особенностей боевых машин (контур бронелистов, покраска корпуса), транспортировкой комплекса занимались военнослужащие второго дивизиона 53-й зенитно-ракетной дивизии из Курска.
Расследователи указали номер боевой машины, которая была доставлена на территорию Украины, контролируемую боевиками самопровозглашенных республик. Согласно докладу это пусковая установка с порядковым номером 3х2. Средняя цифра индивидуального номера была закрашена, чтобы усложнить опознание машины.
Bellingcat также назвала ряд офицеров, которые с высокой долей вероятности несут ответственность за транспортировку пусковой установки комплекса «Бук-М1». Решение о переброске техники, считают расследователи, принималось на самом высоком уровне. По их мнению, министр обороны Сергей Шойгу, его первые заместители Валерий Герасимов и Аркадий Бахтин не могли не знать о переброске боевой машины. Кроме того, Владимир Путин, «осуществляющий командование всеми российскими войсками», также ответственен за падение MH17, в случае если «был использован «Бук-3х2», резюмирует Bellingcat.
В ответ на доклад Минобороны сообщило РБК, что ни один из стоящих на вооружении российской армии «Буков» российско-украинскую границу не пересекал.
В мае Bellingcat опубликовала второй доклад, посвященный крушению MH17. Группе удалось установить возможный номер боевой машины — 332, и она направила данные JIT. Представитель голландской прокуратуры Вин де Бруин сообщил, что группа собирается всерьез изучить материалы Bellingcat.
Российская версия
Российская сторона предлагала несколько версий, однако спустя два года основной осталась одна. Малайзийский самолет был сбит с подконтрольной армии Украины территории, считают в Минобороны. Эту версию в июле 2014 года обозначил начальник главного оперативного управления Генштаба Андрей Картаполов. В качестве доказательства он привел спутниковые снимки, на которых зафиксировано передвижение одной из пусковых установок «Бук» украинской армии.
Эту версию подтверждают исследования производителя комплексов «Бук» концерна «Алмаз-Антей». По расчетам специалистов концерна, пуск ракеты произошел с территории, подконтрольной украинской армии, в районе села Зарощенское. Именно этот населенный пункт в июне указал Картаполов. Эта информация противоречит карте боевых действий, размещенной на сайте Минобороны Украины.
На этой неделе, 26 сентября, начальник радиотехнических войск ВКС России Андрей Кобан рассказал журналистам, что радиолокационный комплекс «Утес-Т», базирующийся в Ростовской области, зафиксировал работу украинских ПВО в районе крушения. По словам Кобана, «Утес-Т» не зафиксировал запуска воздушных объектов с территории, контролируемой ополченцами.
Другие версии
Выступавший на брифинге вместе с Кобаном официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков также рассказал, что рядом с рейсом MH17 не было никаких других самолетов. Эти данные полностью противоречат информации, которую в 2014 году Картаполов передал журналистам. Тогда он сообщил, что российская РЛС не только зафиксировала украинские ПВО, но и заметила в районе трагедии самолет-штурмовик Су-25 украинских ВВС. Несмотря на это, версия с участием в инциденте украинского самолета долгое время рассматривалась российскими СМИ.
В декабре 2014 года на сайте «Комсомольской правды» появилось интервью с «секретным свидетелем». Он рассказал изданию, что лично видел, как в день трагедии с аэродрома в Днепропетровске поднялся украинский Су-25 с двумя ракетами класса «воздух — воздух». После вылета «свидетель» обнаружил, что ракеты на подвеске самолета отсутствуют. По словам собеседника КП, пилотировал Су-25 капитан Владислав Волошин. Би-би-си поговорила с капитаном в мае 2016 года. В тот день никаких вылетов не было, сообщил летчик изданию.
Российские СМИ также указывали, что войска противовоздушной обороны Украины проводили учения в день трагедии. Об этом в июле 2014 года со ссылкой на источник в «одном из силовых ведомств Украины» сообщило «РИА Новости». Позже Минобороны Украины опровергло данные об учениях.