МИД возмутился санкциями против российских разработчиков вакцины от COVID
Решение властей США о введении санкций в отношении трех российских научно-исследовательских институтов (НИИ) в МИД России считают «вопиющим». Об этом заявила официальный представитель дипломатического ведомства Мария Захарова.
По ее словам, особое возмущение вызывает включение в список организаций, чью деятельность Вашингтон считает противоречащей интересам национальной безопасности или внешней политики США, 48-го Центрального НИИ Министерства обороны России, специалисты которого «последние несколько месяцев неустанно трудились над разработкой российской вакцины» от коронавирусной инфекции COVID-19.
«Непонятно, как американские власти будут объяснять своим гражданам эту попытку наказать людей, которые работают — и успешно — над лекарством от болезни, убившей уже более 180 тыс. граждан США», — заявила Захарова (цитата по сообщению на сайте МИДа).
Официальный представитель российского внешнеполитического ведомства полагает, что действия властей США могут объясняться стремлением использовать санкции в интересах американских фармакологических компаний, также ведущих разработку вакцин от COVID-19.
Ранее подконтрольное Минторгу США Бюро по вопросам промышленности и безопасности (Bureau of Industry and Security, BIS) объявило о введении санкций против трех российских НИИ:
- 33-й Центральный научно-исследовательский испытательный институт Минобороны России (Саратовская область);
- 48-й Центральный научно-исследовательский институт Минобороны (Сергиев Посад) и его филиалы в Кирове и Екатеринбурге;
- ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии» (ГосНИИОХТ).
Решение об этом BIS объяснило наличием у США оснований считать 33-й ЦНИИ и ГосНИИОХТ связанными с российской программой разработки и испытания химического оружия, а 48-й ЦНИИ и его филиалы — с программой создания биологического оружия.
Захарова в пятницу отметила, что власти США не привели никаких доказательств причастности попавших под санкции НИИ к программам разработки химического и биологического оружия. Представитель МИДа напомнила, что Россия еще в 2017 году уничтожила все свои запасы химического оружия, что было подтверждено международными инспекциями. Захарова также заверила, что деятельность России в медико-биологической сфере «носит сугубо мирный характер и полностью соответствует обязательствам по Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО)», в то время как к соответствующей деятельности США «имеются вопросы».
«Нет оснований утверждать, что осуществляемая в американских биолабораториях деятельность полностью соответствует положениям КБТО. <...> Кроме того, Россия неоднократно выражала озабоченность в связи с военно-биологической активностью США на постсоветском пространстве. <...> Вместо санкционного давления предлагаем американской стороне сесть за стол переговоров для обсуждения в двустороннем формате всех накопившихся вопросов», — добавила Захарова.
Российским предприятиям, внесенным Минторгом США в список Entity List, фактически закрывается легальный доступ к американским товарам и технологиям двойного применения. Если кто-то захочет продать компании из этого списка товар американского происхождения, Минторг США будет отказывать в лицензии на поставку. Фактически это означает запрет на поставки любого товара или программного продукта американского происхождения, на который распространяются правила экспортного контроля США (Export Administration Regulation). Правила также запрещают реэкспорт и передачу внутри России таких товаров, то есть соблюдать ограничения обязаны любые компании независимо от их национальной принадлежности и страны отправки товара, если продукт имеет американское происхождение. Поставщикам-нарушителям может грозить уголовная ответственность.