МВД призвало «не комплексовать» из-за 136-го места в рейтинге коррупции
«Transparency International и «Евровидение» — разные вещи, а механизмы одни и те же. В конце концов список стран определяет какой-то дядя. Не надо комплексовать из-за рейтинга», — считает начальник следственного департамента МВД РФ Александр Савенков (цитата по РИА Новости).
По его словам, в Россию приезжают «Сноудены и другие коллеги, которые хотят рассказать о недостатках своих государств». «Они понимают, что здесь демократии больше, чем в других государствах», — отметил Савенков, добавив, что в России «чиновничество зажато со всех сторон».
В прошлогоднем Индексе восприятия коррупции Россия получила 27 баллов из 100 возможных, что соответствует 136-му месту в мире — столько же баллов набрали Нигерия, Ливан, Кыргызстан, Иран и Камерун. В 2013 и 2012 годах Россия получала по 28 баллов, что соответствовало 127-му и 133-му местам.
Методология рейтинга основывается на экспертных оценках и агрегирует данные других организаций, составляющих отчеты о восприятии коррупции, указывается на сайте организации.
Индекс восприятия коррупции неоднократно подвергали критике. Член комиссии по гражданскому участию в противодействии коррупции президентского совета по правам человека Евгений Мысловский считает, что «методология, основывающаяся на мнении экспертов, вызывает сомнения, поскольку не учитывает реального положения дел в экономике». По мнению единоросса, члена думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ильи Костунова, к подобным рейтингам нужно относиться скептически в условиях «объявленной американским блоком информационной войны».
В Фонде борьбы с коррупцией Алексея Навального, который известен своими громкими антикоррупционными расследованиями, считают, что рейтинг Transparency International отражает их собственные наблюдения и что ему можно доверять.
Навальный в феврале через сайт Российской общественной инициативы (РОИ) предложил принять петицию, которая предлагала ратифицировать ст. 20 Конвенции ООН по борьбе с коррупцией и внести в Уголовный кодекс новый состав преступления в отношении чиновников — «незаконное обогащение». Она набрала 100 тыс. голосов, однако была отклонена правительством.
Комментируя инициативу, заместитель министра внутренних дел России Игорь Зубов заявил, что «все «цветные революции» произошли под лозунгом борьбы с коррупцией», и привел в пример Украину, которая, по его словам, находится в рейтингах уровня коррупции ниже, чем Россия. «На Украине все ратифицировали, и мы увидели, к чему это привело. К люстрации со всеми ее последствиями», — сказал Зубов, подчеркнув, что проблема коррупции состоит не в законодательстве.
Представитель МВД сослался на оценки «отечественных социологов», которые считают, что коррупция не слишком сильно волнует россиян. «Вообще, по оценкам отечественных социологов, коррупция не волнует россиян в первую очередь, она на десятых местах. У населения мы видим резкое повышение уровня доверия к органам внутренних дел, в некоторых регионах до 70%. Мы смотрели фокус-группы. Это не значит, что население позитивно рассматривает работу полиции или что лучше стало жить, меньше коррупции стало. Но это значит, что люди доверяют полиции, а это зеркало власти. Я уж не говорю про рейтинги президента», — отметил замминистра.