Госдума дала согласие на передачу в суд дела депутата Бессонова
Госдума проголосовала за передачу депутата от КПРФ Владимира Бессонова суду. Решение было принято большинством голосов единороссов: «за» – 233 голоса, «против» – 157, три воздержались. Голосование было открытым, за такое предложение депутата от «Единой России» Дмитрия Вяткина проголосовали 232 депутата, против – 212, один воздержался.
Рассмотрение этого вопроса заняло полтора часа. Ранее депутаты разрешили привлечь к уголовной ответственности Бессонова, что стало основанием для возбуждения уголовного дела, сказал замгенпрокурора Александр Буксман. Он попросил Думу дать согласие на направление дела Бессонова в суд: материалы дела изучены Генпрокуратурой, препятствий для направления в суд не выявлено.
По версии Следственного комитета, 2 декабря 2011 года Владимир Бессонов в Ростове-на-Дону перед зданием полпредства президента в ЮФО организовал несанкционированный митинг, участниками которого стали более 100 человек. На место прибыли сотрудники полиции и потребовали прекратить несогласованную с властями акцию. Бессонов и другие его организаторы ответили отказом. «После этого полицейский полка патрульно-постовой службы полиции и заместитель начальника главного управления МВД России по Ростовской области предприняли попытки самостоятельно отключить звукоусиливающее оборудование и пресечь тем самым совершаемое организаторами и участниками митинга административное правонарушение. В ответ Бессонов совместно с другими неустановленными участниками митинга нанес полицейским удары и повредил форменную одежду», – говорится в материалах СК. Бессонову вменяется совершение двух преступлений по статье 318 УК (о нападении на сотрудников власти, находящихся при исполнении).
Следствие считает, что Бессонов с соратниками самовольно изменил место проведения митинга, а при попытке полиции восстановить законность применил к ним насилие, рассказал депутатам Буксман. У обвинения есть видео, где видно падение одного полицейского, которого Бессонов потянул за куртку вниз, и жест Бессонова в сторону другого, сказал Буксман. Организаторы решили проводить митинг у здания полпредства президента в Южном федеральном округе, хотя по закону проводить митинги у резиденций президента запрещено, отметил Буксман.
Версия Бессонова о том, что это был не митинг, а встреча с депутатом, не подтвердилась, добавил Буксман. Замгенпрокурора заявил: на этой встрече была звукоусиливающая аппаратура, другие депутаты; кроме того, сам Бессонов, приветствуя пришедших, назвал происходившее «митингом», сославшись на видео, которое есть в деле.
На заседании комитета Госдумы по регламенту шесть депутатов проголосовали за проект постановления Думы с рекомендацией отказать в даче согласия на передачу дела Бессонова в суд, семь депутатов – за проект, предполагавший дачу согласия, сказал председатель комитета Госдумы по регламенту Сергей Попов. В результате Думе предложен проект постановления о даче согласия.
Бессонов в ответ заверил депутатов, что никого не бил, а свое дело назвал «попыткой политической расправы»: все это дело – ложь, клевета и фальсификация. По мнению Бессонова, его невиновность уже подтверждена судом, посчитавшим, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Причиной своего преследования Бессонов назвал попытку в одиночку «противостоять организованной преступной группировке». Один из якобы обиженных им полицейских уволен из полиции за фальсификации, все свидетели в его деле – приезжие полицейские. «Донские не согласились свидетельствовать против Бессонова», – сказал депутат. По его словам, на митинге он сдерживал людей, а не дрался с полицией, со стороны которой была провокация. Если бы Бессонов совершал уголовно наказуемые деяния, он должен был быть задержан на месте преступления, несмотря на неприкосновенность, но этого не было, указал Бессонов, отвечая на вопросы депутатов. Дача Думой согласия на передачу дела в суд – фактическое признание вины Бессонова, заявил депутат. «Где найти потом судью, который вынесет оправдательный приговор?» – пояснил Бессонов.
Полицейские, дававшие показания сразу после митинга, не говорили, что Бессонов совершал уголовно наказуемое деяние, но вспомнили об этом через 8 месяцев, указал депутат КПРФ Константин Лазарев.
Фракция ЛДПР не будет голосовать за дачу согласия на передачу дела в суд по принципиальным соображениям, сказал руководитель фракции Владимир Жириновский. Дело не только в самом Бессонове. Жириновский, по его словам, не очень хорошо знаком с делом, но неприкосновенность депутата должна быть полной, иначе невозможно ничего сказать, пояснил парламентарий.
«Шесть раз меня задерживали – шесть травм в моем сердце, – заявил Жириновский. – Ни один парламент мира не дает согласия на привлечение к ответственности депутатов».
«Сколько энергии мы готовы тратить на решение вопроса о собственной неприкосновенности – всего лишь о передаче дела в суд, а не вопроса о виновности-невиновности», – укорил депутат-единоросс Дмитрий Вяткин. Он процитировал решение Конституционного суда, в котором говорится, что неприкосновенность не должна распространяться на действия, не связанные с депутатской деятельностью, иначе она станет привилегией. Рассуждения о том, что «мы своих не сдаем и не сдадим» наведут избирателей на мысль о том, что парламентарии делят граждан на своих и не своих, привилегированных и простых, пояснил Вяткин. Единороссы будут голосовать за дачу согласия, сказал Вяткин. Он же предложил Думе провести открытое голосование по этому вопросу. Позже коммунист Валентин Романов предложил провести тайное голосование, чтобы каждый депутат советовался лишь с собой.
Обязанность оценки фактов лежит на депутатах, напомнил депутат от «Справедливой России» Дмитрий Горовцов, поэтому эсэры будут против удаления из Думы депутата, в деле которого «несколько страниц о какой-то толкотне на площади Ростова-на-Дону». Он счел комичным, что, обвиняя Бессонова, замгенпрокурора ссылается на результаты психофизиологической экспертизы, обнаружившей в памяти потерпевших «информацию о том, как Бессонов применял насилие».
Преследование Бессонова не выгодно ни Путину, ни единороссам, ни Нарышкину – он три года пытается создать нормальную обстановку в палате, заявил руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов. Оно выгодно «бендеровцам, националистам, болотникам и подстрекателям», продолжил коммунист. По его словам, преследование Бессонова активизировалось в момент, когда «мы обязаны бороться сообща», и сам Зюганов вернулся из ПАСЕ, где все российские политические силы были едины. «Он не делал этого – все было сфальсифицировано восемь месяцев спустя», – заверил Зюганов, призывая депутатов не соглашаться с представлением прокуратуры. Однако Дума большинством голосов единороссов, единственной фракцией, заявившей о намерении голосовать «за», приняла решение передать Бессонова суду.